Изменения в новых ФГОС начального и общего образования

                                                                                 

Приказом Министерства просвещения от 31.05.2021 за №286 и №287 утверждены новые ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) начального (НОО) и основного общего образования (ООО), где внесено много изменений по сравнению со старыми стандартами.

                                                                                    Вариативность

Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание обучающих программ (ООП) было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.

Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавлены предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.

 Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

                                                                            Планируемые результаты

Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизированы предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ (Основы религиозной культуры и светской этики) – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Во ФГОС ООО отдельно описаны предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».

На уровне ООО установлены требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».  Предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России.  Есть уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.

В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД (универсальные учебные действия) содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. С таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующей оценки,  а заместителю директора – проконтролировать качество обучения.

                                                                                           Ученики с ОВЗ

В разделе «Общие положения» указано, что ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатываются на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесены вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих детей можно не включать в программу предмет «Музыка». При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры следует внести «Адаптивную физкультуру».

                                        Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

Старый ФГОС таких требований не устанавливал.  Новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.

                                                                              Деление учеников на группы

Новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.

               Информационно-образовательная среда

Согласно старым ФГОС у обучающихся в школьной библиотеке должен быть доступ к информационным Интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. Новые ФГОС определяют, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.

                                                                                                                                                                      

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх