Изменение места отбывания осужденными уголовного наказания не может быть произвольным и должно осуществляться в соответствии с требованиями закона — ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) оставила без изменения решение Якутского городского суда, которым частично удовлетворены требования осужденного, содержащегося в исправительной колонии, расположенной в г. Якутск, к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в переводе для отбывания наказания в иное исправительное учреждение.
Судом установлено, что административный истец, осуждённый приговором Нерюнгринского городского суда к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, отбывает наказание в ИК №1. Административным ответчиком было отказано в удовлетворении заявления осуждённого о переводе по месту жительства его супруги – в Иркутскую область, в связи с отсутствием оснований, препятствующих дальнейшему нахождению в колонии республики.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в обжалуемом отказе Федеральной службы исполнения наказаний не указаны обстоятельства, препятствующие отбыванию наказания в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний России по Иркутской области и, учитывая места проживания родственников административного истца, свидетельствующих об обоснованности заявления о переводе в исправительное учреждение соответствующего вида для лиц, осуждённых к лишению свободы, находящееся на территории Иркутской области, а равно обстоятельства, связанные с наличием возможности такого перевода и размещения осуждённого к лишению свободы в указанном исправительном учреждении, оспариваемый отказ нельзя признать законным.
Оставляя без изменения решение суда о возложении на ответчика обязанности по повторному рассмотрению заявления о переводе осужденного в исправительное учреждение Иркутской области, судебная коллегия по административным делам указала, что само по себе то, что направление осужденного для отбывания наказания в распоряжение Федерального казенного учреждения ИК №1 не являлось произвольным, а осуждённый вправе иметь не только свидания с близкими и родственниками, но и вести с ними переписку и т.д., не освобождает административного ответчика от рассмотрения обращения о переводе в установленном порядке с надлежащей проверкой наличия оснований и возможностей к этому, в частности, с точки зрения защиты его права на уважение семейной жизни; определение для конкретного осуждённого места отбывания наказания не должно производиться в отрыве от общих норм о направлении осуждённых для отбывания наказания с учётом места их жительства и места проживания родственников, которое в настоящем случае составляет значительное расстояние, требует значительных финансовых и временных затрат.
Как разъяснено в п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», определение или изменение конкретного места отбывания осуждёнными уголовного наказания в виде лишения свободы не могут быть произвольными и должны осуществляться в соответствии с требованиями закона. Следует учитывать законные интересы осуждённых, обеспечивающие как их исправление, так и сохранение, поддержку социально полезных семейных отношений (ст.ст.73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Судам следует устанавливать наличие возможности (невозможности) на момент направления таких лиц их размещения в имеющихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации исправительных учреждениях необходимого вида; суд также надлежащим образом обязан выяснять мотивы выбора административным ответчиком конкретного учреждения, в том числе с точки зрения его расположения.