Иллюзия бюджета. Какие риски ждут Якутию

Виктор Федоров: «Не знаю, откуда берут такие цифры».

Достаточно большим по количеству неточностей назвал проект бюджета Якутии на ближайшие годы народный депутат республики Виктор ФЕДОРОВ. Изучив предложение правительства, у него возникло много вопросов. В частности, в нем по-прежнему уповают на АЛРОСА, но сами алмазодобытчики признаются: им хвастаться нечем, а будет еще хуже. Проваливаются и другие отрасли. Так, с начала 2019 года мировые цены на уголь упали почти в два раза.

Виктор ФЕДОРОВ, народный депутат Якутии:

  • 20 ноября на XI пленарном заседании Ил Тумэна депутаты приняли в первом чтении проект бюджета республики на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг. с дальнейшей перспективой до 2024-го. Вроде бы есть чему радоваться: в ближайшие пять лет валовый региональный продукт (ВРП) вырастет с 1,133 трлн до почти 1,6 трлн рублей. Давайте подробнее остановимся на трехлетнем периоде развития, который более конкретно прописан в проекте бюджета.

Из него следует, что валовый региональный продукт живет своей жизнью, а налоговые поступления от него — своей. Так, согласно прогнозу правительства Якутии вплоть до 2022 года у нас падает доля налоговых доходов: с 14,6% от ВРП в 2019-м до 12,3% в 2022 году.

Почему так происходит? Думаю, мы увлеклись созданием всевозможных Территорий опережающего развития (ТОР) и региональных инвестпроектов (РИП), участники которых получают налоговые льготы. Плюс те же угольщики, активно набирающие темпы добычи (18 млн тонн в 2019 году, прогноз на 2022-й — 24 млн тонн угля), являются участниками групп консолидированных налогоплательщиков и в основном платят налоги не в Якутии.

От алмазов, угля и золота мы хотя бы НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых — ред.) имеем. Нефтегазодобытчики при этом НДПИ в Якутии не платят — только налоги на прибыль и имущество. По закону НДФЛ (налог на доходы физических лиц) уплачивается на территории, где люди работают более месяца. Что делают нефтяники и газовики: привозят вахты до 30 дней, потом их вывозят, и НДФЛ платят по месту своей регистрации за пределами республики.

Думаю, что это все же не совсем правильно: добыча ведется у нас, пусть временно, но работники живут на территории Якутии, а налоги получают другие. В Ленском районе жалуются, что из-за тех же вахтовиков в больницы не попасть. Да, медучреждения получают за них средства по системе ОМС. Но ведь увеличивается нагрузка на инфраструктуру, на которую те же больницы не были рассчитаны.

— Виктор Николаевич, федеральный закон установил такой принцип уплаты НДФЛ. Может ли республика идти против?

— Нужно договариваться с недропользователями. В свое время договорились же мы с АЛРОСА, федеральным правительством, чтобы НДПИ алмазодобытчики платили в Якутии. Нужны отдельные соглашения с каждым недропользователем, объяснить им: давайте относиться друг к другу честно.

Главное, с чем мы столкнемся в ближайшие годы — снижение доходов от АЛРОСА. Сегодня компания на треть формирует бюджет республики. Историческим стал 2018 год, когда вклад нефтегазового сектора (42,2% доходной части бюджета РС (Я)) превысил вклад алмазодобывающего (32,8%).

Согласно прогнозу социально-экономического развития АЛРОСА во втором квартале 2019 года цена 1 карата алмазного сырья составила 130 долларов — за год минус 21%. И «в ближайшие два года алмазный рынок может столкнуться с масштабным кризисом по причине низкого спроса и последующего обвала цен на минералы» — об этом прямо сказано в представленном прогнозе социально-экономического развития республики. В цифрах это выглядит так: оценка добычи на 2019 год — 3,426 млн. карат, к 2022 году снижение до 3 млн. карат. И это, напомню, на фоне ожидаемого обвала цен на алмазное сырье.

Уже все понимают, что век алмазов прошел, нам пора слазить с этой иглы. Но в сопроводительных документах к проекту бюджета Якутии, которые перед пленарным заседанием получили депутаты, указано, что в 2019 году АЛРОСА получит доход почти 58 млрд. рублей, а к 2022 году по базовому варианту он должен вырасти до 81 млрд! Это может быть только в одном случае — если рубль обвалится. Во всех остальных надеяться на подобный рост доходов при снижении мировых цен, точно не приходится.

  • Вы хотите сказать, что проект бюджета Якутии составлен не верно?

— Проект бюджета Якутии составлен верно. Но все же бюджет принимается по «базовому» варианту. Разработчики указали, что по «консервативному» варианту развития событий доходы АЛРОСА в 2022 году составят не 81 млрд, а всего 47,6 млрд. рублей. Это уже ближе к истине, хотя и такой «консервативный» прогноз я бы назвал очень оптимистичным. С нефтегазовым сектором тоже не все понятно: рост добычи в 2020-2021 гг. и в 2022-м снижение на 20 с лишним процентов к уровню 2019-го.

  • Если наши «киты» — алмазодобытчики и нефтегазовый сектор — угрожают провалиться, на что мы можем надеяться?

— Промышленное производство в Якутии в 2019 году оценивается в 995 млрд. рублей, а в 2022-м 1,217 трлн., при этом прибыль предприятий отрасли оценивается в 2019 году 164,7 млрд. руб. и в 2022 году 126,8 — 167,8 млрд. руб. При таких прогнозах я бы воздержался заявлять о росте прибыли сырьевых секторов экономики. Поскольку 90% регионального продукта дает сырьевой сектор, то доходная часть напрямую зависит от курса доллара. В 2019-м среднегодовой курс американской валюты оценивается в 65,4 рубля, а в 2022-м — 66,5-69,8. Это не девальвация рубля, которая могла бы спасти бюджет, как это было в 1998-м.

  • Много цифр… тяжело воспринимаются на слух…

— На пальцах объяснять основные параметры бюджета не умею. Именно сравнивая цифры, можно составить представление о проекте главного финансового документа Якутии на ближайшие годы. Совершенно очевидно, что перекос в сторону сырьевого сектора нужно ломать и сделать это могут предприятия малого и среднего бизнеса.

Правительство сообщает, что на начало года в Якутии предприятий малого и среднего бизнеса было 48,7 тысяч, а к концу декабря будет 55 тысяч. Не будет. Не знаю, откуда берутся такие цифры. На сайте Налоговой инспекции, которая ведет «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства», указано, что в республике зарегистрировано 39094 предприятий малого и среднего бизнеса. Из них 4 средних и 150 малых, все остальные в ранге микропредприятий и имеют в среднем в штате 0,2 работника… Это не потому, что предприниматели плохие — они работают в условиях, которые сегодня созданы.

  • Ваши предложения?

— Озвучил выше: оставлять в республике часть налога на добычу полезных ископаемых и НДФЛ вахтовиков. Для этого нужно работать с недропользователями и федеральными органами. Продолжить работу по развитию малого и среднего бизнеса в республике. Вот здесь точно нужен прорыв!

Согласно заключению Счетной Палаты республики, каждое направление по доходной части бюджета — каждое! — будь то прогноз по акцизам, ценам на сырье, налогу на прибыль, НДПИ, НДФЛ и т. д., имеет риски отклонения от прогнозных данных. Есть обоснование: нарушены методики расчетов, не учтены некоторые факторы. Может быть, Счетная Палата не права, но тогда ей нужно было ответить прежде, чем формировать проект бюджета. Позиция Счетной Палаты, как всегда, не понятна и суперосторожна!

При этом необходимо отметить, что правительство республики осознает данную проблематику и ведет работу с исполнительной властью РФ по ее решению. Об этом на пленарном заседании Ил Тумэна говорил в своем выступлении председатель правительства Якутии Владимир СОЛОДОВ. Будем вместе работать в этом направлении, ждать больше времени нет!

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш
Whatsapp +7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх