Site icon SAKHALIFE

Хореографическое искусство Якутии понесло большую утрату

ЖИЗНЬ ПОСВЯЩЕННАЯ КРАСОТЕ… Благодарственный  поклон Учителю

Ушла из жизни известный специалист хореографического искусства нашей республики, одна из первых артистов балета, стоявшая у истоков становления якутского балета, педагог, воспитавший целую плеяду хореографов Якутии, ветеран тыла и труда, прекрасный человек, труженица в области танцевального искусства, мать, бабушка Ольга Терентьевна Егорова.

 Ольга Терентьевна родилась в 1930 году в Орджоникидзевском районе (Хангаласском улусе) II Мальджегарском наслеге в семье крестьян. Ее детство было суровым. В 1941 году ушел из жизни ее отец, в 1944 году умерла мать.  Как у всех детей войны она работала наравне со взрослыми в колхозе им. Чапаева. Трудовая жизнь девочки началась в 1941 года в одиннадцать лет. В трудные военные годы девочка испытала всю тяжесть военного времени наравне с другими детьми. Но судьба благосклонно отнеслась к сироте и как будто указала ей светлый путь. В 1945 году в пятнадцать лет поехала в Якутск, училась во 2-й школе. В 1946 году поступила на балетное отделение театра – студии при Музыкальном театре. Преподавателями   были Сильванович Н.Д. и Христофоров И. Д.

 В 1948 году их группу перевели в балетное отделение во вновь открывшейся музыкально – художественном училище. Педагогом являлся солист балета Кировского театра оперы и балета, воспитанник Санкт — Петербургского академического хореографического училища Ходырев Николай Михайлович. В 1952 году успешно окончила училище. Училище также окончили Толстоухова – Сивцева Е.Ф., Торговкина А.С., Цой Н.В., Лухнева А., Ярыгина П.В. Это были первые дипломированные артисты якутского балета. Ольга Терентьевна внесла ощутимый вклад в развитие якутского балета вместе с известными артистами балета Посельской А.В., Христофоровым И.Д., Жорницкой М.Я., и другими артистами первого поколения.

Ольга Терентьевна с 1952 по 1966 гг. являлась артисткой балета Якутского музыкально – драматического театра. Ольга Терентьевна в 1947 году участвовала в первом национальном балете «Полевой цветок» (Сир симэгэ) в постановке балетмейстера С.В. Владимирова, посвященном   25-летию со дня основания ЯАССР,

Исполняла партии в балетах «Лебединое озеро», «Вальпургиева ночь», «Доктор Айболит» и др. Исполняла сольные партии Заремы в балете «Бахчисарайском фонтане», партию Марии исполняла Аксения Посельская Хасинты. Ольга Егорова исполняла сольную партию в балете «Лауренсия» в постановке засл. деятеля искусств Киргизской ССР В.В. Козлова. Ольга Терентьевна была яркой, техничной исполнительницей народно – сценических танцев. Ее исполнение отличалось сценическим обаянием, темпераментом, зажигательностью, чувством стиля и художественного своеобразия народной хореографии, особым ощущением характера и манеры исполнения танца того или иного народа. Зритель восхищался искрометными, яркими испанскими, цыганскими, восточными, русскими, якутскими, китайскими, молдавскими, белорусскими танцами в исполнении Ольги Егоровой. Молодая артистка с большим желанием участвовала и в оперных спектаклях. Так, по приглашению режиссера театра Местникова В.В. Ольга Егорова и Евдокия Сивцева в опере «Ньургун Боотур» успешно исполнили певческую и танцевальную партии Кыыс Кыскыйдаан (О.Егорова), Аал Дууп Мас (Е. Сивйева).  В то время оперных певцов было мало, некоторые талантливые певцы еще учились в консерватории. Это был интересный опыт для молодых артисток, раскрывший их актерский потенциал. Ольга Терентьевна исполняла танцевальные партии во всех балетах, которые в то время ставились на якутской сцене.

      В 1957 году на декаде культуры и искусств в Москве легендарная якутская опера «Нюргун Боотур», успешно показанная на сцене музыкального театра им. Немировича — Данченко получила высокую оценку деятелей культуры и искусств столицы. Национальная опера был тепло принят многочисленными зрителями Москвы.

        В 1966 году Ольга Терентьевна поступила на педагогические курсы знаменитого во все мире хореографического училища имени выдающегося педагога классического танца А.Я.Вагановой в Лениграде.

        С 1967 года по 1980 годы являлась преподавателем в хореографическом отделении Якутского культурно – просветительского училища. Это училище являлось настоящей кузницей кадров, воспитавшей множество видных деятелей культуры и искусства Якутии. Долгое время, в 50-60-70-е годы культпросветучилище как кузница кадров в области культуры и искусств внес неоценимый, ощутимый вклад в развитие культуры и искусств нашей республике. Ведущими педагогами являлись известные артисты с бесценным опытом практической работы в области искусства. Это были режиссеры, артисты драмы, балета, оперы, которые осуществили существенный прорыв в педагогике искусства и культуры.   В то время в училище работали первая якутская балерина Аксения Васильевна Посельская, яркая представительница первого поколения якутского балета Евдокия Федотовна Толстоухова – Сивцева. В 70-80-е годы Ольга Терентьевна ярко проявила свой педагогический талант. Она была педагогом высокого профессионального уровня. Энергичная, искрометная, требовательная Ольга Терентьевна практически разрабатывала свою методику танца, основанную на высоком профессионализме и стремлением достичь высоких показателей в педагогике танцевального искусства. Особые успехи наш педагог как характерная танцовщица продемонстрировал в народно – сценическом танце.  Ее уроки были интересными, увлекательными, притягательными и изобретательными.  Этюды, комбинации, народные танцы, сочиненные педагогом, были оригинальными, яркими, техничными и эмоционально насыщенными. Ольга Терентьевна в совершенстве владела всем техническим арсеналом танцевального искусства.  Она умела зажечь и заинтересовать студентов своей творческой энергией, преданностью и особо трепетным отношением к танцевальному искусству. Ольга Терентьевна воспитывала студентов своим личным примером. Студенты в течение трех лет обучения никогда не видели ее уставшей, равнодушной. В ней всегда горел творческий огонь.  Мы ее ученики часами оттачивали сложные элементы испанского, якутского, северного, восточного, цыганского танца. Ольга Терентьевна не боялась экспериментов в танцевальной лексике, образной структуре. Мы учились у нее методике обучения танца, теории танцевального искусства, что в то время было настоящим прорывом в педагогической практике. Она требовала серьезного отношения к теории и методике танцевального искусства.

  Ольга Терентьевна открыла перед нами волшебный мир танцевального искусства во времена отсутствия интереса к национальной хореографии. Она в 1969 году впервые в нашей республике поставила для студентов этнобалет «Нюргун Боотур». Сочинителем и исполнителем музыкального произведения был талантливый баянист, аккордеонист, известный в республике музыкант, виртуоз, прекрасно исполнявший на аккордеоне произведения Баха. Студентам были предъявлены высочайшие профессиональные требования. Мы впервые в училище танцевали на пальцах. Студенты глубоко погрузились в интересный творческий процесс, который шел полгода без выходных с утра до девяти, десяти часов вечера. В результате этнобалет «Нюргун Боотур» получил невероятно высокую оценку у зрителей.  С этим спектаклем наш курс объездил многие районы республики. В 60-70 годы еще не было такого духовного подъема, активизации массового осознания ценностей традиционной культуры, ренессанса национальной культуры как было в 90-е годы. Но были редкие попытки осознания и осмысления этнической культуры в массовой форме. Одним из таких моментов в образовательной среде был опыт постановки студенческого спектакля в культурно – просветительном училище.  

      Этнобалет «Нюргун Боотур» повернул нас студентов к национальной культуре, обратил наше внимание на богатейшее наследие народа – героическому эпосу. Не это ли была главной целью нашего педагога Ольги Терентьевны? Перед нами широко открылись двери в мир традиционной культуры с ее несметными духовными богатствами. Мы молодые в то время люди впервые поняли и осознали силу и мощь народного искусства, богатство и глубину эпических образов, благодаря творческому вдохновению и невероятному трудолюбию своего педагога. Такое забыть невозможно. Именно Ольга Терентьевна зажгла в наших сердцах огонь творчества, трудолюбие, любовь к творчеству, бережное отношение к фольклорному наследию коренных народов Якутии.

   Ольга Терентьевна в училище сделала много выпусков. Это сотни хореографов, которые внесли и вносят вклад в развитие народной хореографии. Среди ее воспитанников и последователей доктор искусствоведения, профессор хореографии, засл. деятель искусств РФ, засл. работник культуры РС(Я), почетный работник культуры и искусств РС(Я) Ангелина Лукина, засл. работник культуры РФ, засл. работник культуры РС(Я),  лауреат Национальной премии «Душа России»,  почетный работник культуры и искусств РС(Я) Василий Винокуров,  засл. работники РС(Я) Сима Петровна Толстякова, Екатерина Павловна Винокурова, Гаврильева Татьяна Михайловна, Светлана Зинурова, Зоя Слепцова и мн.др. Мы выпускники бесконечно благодарны своему Учителю, наставнику, коллеге, другу Ольге Терентьевне Егоровой. И сделаем все возможное для того, чтобы сохранить, развивать, транслировать в мир неповторимую традиционную танцевальную культуру народов Якутии. Народный танец один из самых жизнерадостных, мирных, светлых, позитивных видов народного творчества. Танец яркий, неповторимый код жизни, ее вечный символ.   Народный танец будет жить пока жив народ, будет радовать, и напоминать людям   о непреходящей красоте жизни, природы, человека. В пенсионном возрасте Ольга Терентьевна работала балетмейстером Всесоюзного общества глухих и слабослышащих. В 1988 году для них она поставила хореографический спектакль «Долина стерхов» по книге Ивана Гоголева.

Ольга Терентьевна мать, бабушка, прабабушка. Со своим мужем в согласии прожили вместе шестьдесят лет. Воспитали дочь и сына. Ольга Терентьевна является ветераном тыла и труда. Награждена медалью «Маршала Советского Союза Жукова» (1997), Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена медалью «За доблестный труд  В Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» (1995 г.),  медалью «Ветеран труда» (1990), медалями «Победы в Великой отечественной  войне 1941 – 1945 гг» в 50, 55, 60, 65- летиям Победы в ВО войны. В 2015 году Указом Президента РФ награждена юбилейной медалью «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Многократно награждена министерства культуры СССР, РСФСР, ЦК профсоюза работников культуры РСФСР, Совета министров ЯАССР, министерства культуры ЯАССР, почетной грамотой  Всероссийского ордена «Знак Почета» общества глухих,  награждена Знаком отличия «Гражданская доблесть» Указом Главы РС(Я) от 15 апреля 2021 года.

      В декабре 2022 года якутский круговой танец осуохай, впервые был признан объектом нематериального культурного наследия народов России и вошел в число 100 шедевров народного искусства Российской Федерации. Доказательством получения высокого статуса стало свидетельство под номером 17 от 11 ноября 2022.

      В 2023 году под эгидой Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера проведены Круглый Стол и Всероссийская научная конференция с международным участием с участием исследователей, носителей, знатоков, педагогов, представителей культуры и искусств и всех тех, кто проводит многолетнюю, кропотливую работу по сохранению и развитию якутского кругового танца осуохай. Глава Якутии Айсен  Николаев  в целях сохранения и популяризации  традиционного исполнения  якутского кругового танца осуохай издал Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 07.09.2023 № 2968 «Об учреждении Дня осуохая в Республике Саха (Якутия)» и отмечать его ежегодно  25 мая.  Это большое продвижение в деле сохранения почитаемого в народе уникального наследия народной культуры каковым является круговой танец осуохай.  

Круговой танец стал своеобразным национальным брендом. Танец осуохай стал не только брендом республики, но и реальной духовной опорой народа, вдохновителем его добрых дел и достижений.  Радует рост интереса молодого поколения к танцу осуохай как культурному наследию предков, в котором сконцентрированы мудрость и воля к жизни народа. Казалось бы, как развитие традиционной культуры связано с педагогической деятельностью одной из первых артисток якутского балета, известного педагога танцевального искусства Ольги Терентьевны Егоровой. Артистическая и педагогическая деятельность Ольги Егоровой имеет непосредственную связь с развитием народного танцевального искусства. Это звенья одной и той же цепи – развития народного искусства, воспитание кадров, профессионалов, продвигающих народное танцевальное искусство, у которых сохранение и развитие традиционной хореографии, народного танцевального искусства является делом жизни. Ольга Терентьевна была очень скромным человеком высокой внутренней культуры. Никогда не пиарилась, не привлекала на себя внимание. Но выпускники то знают ее усилия, ее бескорыстную работу во имя развития народного танцевального искусства. Такое не забывается. Много специалистов в данное время работают в сфере культуры, образования, которые продолжают дело жизни педагога Ольги Терентьевны Егорова. Это и есть преемственность поколений, это и есть передача будущим поколениям огонь творчества и любви к народному искусству.

 Низкий поклон нашему Учителю за ее воспитание, за приобщение нас к богатейшему наследию народного танцевального искусства, за теплые человеческое отношение, за то, что заронила в наши души зерна добра, любви и надежды, за то, что стали людьми и специалистами в области прекрасного танцевального искусства. Мы же сохраним и продолжим все ваши наставления и сделаем все возможное для сохранения и развития самого жизнерадостного, оптимистичного вида искусства, танцевального гимна жизни — Народного Танца. Продолжат вас и дети, внуки, правнуки. В каждом успехе, в каждом достижении будет ваше имя и память о вас.

Ольга Терентьевна прожила достойную жизнь, отдала долг своей Отчизне являясь ветераном тыла и труда, результаты ее артистической и педагогической деятельности во имя развития искусства и народного творчества вызывают гордость, жизнь в любви и согласии со своим супругом 60 счастливых лет восхищает.  С супругом они воспитали двоих детей, внуков и правнуков, которые продолжат их линию жизни. Содержательная жизнь простой, скромной, красивой, духовной якутской женщины, которая всю жизнь служила искусству, красоте, добру является образцом и примером для молодежи. 

                Имеющая суставы, колени сгибаю,

                Имеющая атланты, поклонюсь вам,

                Низко кланяюсь и молюсь!  (Нюргун Боотур Стремительный/Текст  К.Г.Оросина)

Ученица Ольги Терентьевны Егоровой Ангелина Григорьевна ЛУКИНА, доктор искусствоведения, профессор хореографии, засл. деятель искусств Российской Федерации, засл. работник культуры РС(Я), почетный работник культуры и искусств РС(Я) 19.09.2023          

Exit mobile version