«Хара хаар»: Похожих фильмов нет
Совершенно очевидно, что триллер-драма Степана Бурнашева «Хара хаар» (Черный снег) входит в категорию фильмов чрезвычайных, ошеломляющих, сверхнеобычных. Вбейте в поисковик определение «из ряда вон выходящий» и смело добавьте сюда еще 32 синонима – прилагательных, имеющих прямое отношение к десятому фильму независимого режиссера: уникальный, крутой, исключительный, поразительный, феноменальный, отличающийся от других …и так далее.Порадовал «Кинопоиск», выдавший информацию о фильме «Черный снег». В разделе о похожих фильмах белоснежная пустота с оглавлением: «Нет похожих фильмов». Как окончательный вердикт о тщетности поиска аналогий, несмотря на упрямые ссылки кинокритиков в сторону «127 часов» и «Погребенного заживо». Сходство сюжета здесь лишь в одном: человек в экстремальной, безвыходной ситуации. А разница — в стилистике, в совершенно иных обстоятельствах медленно убивающей среды: камень-валун в каньоне, гроб, глубоко зарытый в землю, многотонный КАМАЗ в 40-градусный мороз. У дальнобойщика Гоши в отличие от альпиниста и солдата-контрактника на борьбу за жизнь времени было отмерено в разы меньше. Час, два…не более. И это совсем другая история, согласитесь.
Сам режиссер Степан Бурнашев услышал ее еще в школьные годы. В свое время семь лет назад написал сценарий для короткометражного фильма. «Наводил справки, изучал подобные факты из жизни дальнобойщиков в условиях зимника. В большинстве случаев люди не выживали. Якутяне знают, авария на морозной трассе, как правило, всегда заканчивается трагедией» – об этом рассказывал Степан Бурнашев на пресс-брифинге XXVIII- го фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге. Отвечая на вопросы он-лайн, он невольнорассекречивал методику погружения в психологию своего героя. Вместо традиционных флешбэков, воспоминаний и грез из прошлого, в ткань фильма вплетаются только видения – галлюцинации — мародеры, мать, отец, как неотъемлемая часть психофизических ощущений героя. Режиссер признался, что в процессе работы и на площадке, и дома он учился думать, двигаться и действовать, как Гоша — «Я все это прожил». Родился сценарий в 28 страниц. Диалогов минимум. Сплошное описание неимоверной боли, страданий и мук. Нет обилия крови, есть экранное насилие фактом безысходности. И оно угнетает зрителя сильнее и больнее. Будто это твою руку придавило всмятку. Будто это ты один во вселенной остался умирать.
Фильм «Хара хаар» обласкан прессой. Десятки хвалебных и восторженных отзывов и рецензий, и ни одного равнодушного или протестного. Степан Бурнашев заметил, что во время фестивального показа в Выборге из зала вышли только две женщины. Оно и понятно. Женская реакция на такие вещи в кино предсказуема. Крики и стоны своей кровинушки — сына, мужа, брата, отца невыносимы. Смотреть на эти муки адовы с ровным пульсом, невозможно. В данном случае дамам придется согласиться, что все-таки существует оно, «мужское кино». Как это признала обозреватель «Российской газеты» Жанна Васильева: «Черный снег сделан с брутальностью, которую оценил бы ушедший Ким Ки Дук. Как его оценят зрители, покажет время. Но нервным и впечатлительным лучше не беспокоиться».
Чем же объясняется беспрекословное решение жюри фестиваля «Окно в Европу» присудить Гран-при якутскому фильму «Черный снег»? Достижением шокового эффекта? В чем причина приятия зрителями далеко неприятной сюжетной истории, эдакой полуторачасовой пытки на стрессоустойчивость? Ответы на эти вопросы лежат на поверхности бытия. За последние 15-20 лет выросло поколение зрителей, которое предпочитает кино не врущее, настоящее, на реальных событиях. Игровое кино вторглось на территорию беспощадной правды, охапками используя приемы документальной эстетики. Бесстрастная, безмолвная камера, без закадрового текста и лишних слов. Та же способность длительного наблюдения и слежения за человеком в той или иной ситуации давно перекочевала в художественное кино. Вымышленный герой внедряется в реальную, естественную среду обитания, в нашу с вами современную жизнь, до боли узнаваемую.
Никаких искусственных декораций. Только правда и ничего кроме. Первые эпизоды знакомства с героем – дальнобойщиком Гошей напоминают сьемки в формате «life» документального фильма «24 снега» (реж.Михаил Барынин). Зритель сам формирует портрет героя из всего, что он видит на экране. Течение его жизни за рулем КАМАЗа, в гараже, на улице, в доме окунают зрителя в сырую, непричесанную реальность. Перед нами неплохой человек с задатками крепкого хозяина, сильного мужика, не без греха и далеко не простой судьбы человека. В комнате отца, избегающего встречи с сыном, висит фотография легендарного советского тренера по вольной борьбе Дмитрия Коркина. Возможно, отец был его воспитанником, всю жизнь следовал нравственным принципам своего учителя-кумира, пытался передать их своему сыну, да что-то не сошлось. Гоша далек от веры, мистики. Он верит только в себя. На фоне праздных разговоров сородичей о предсказаниях Ванги он дарит своей сестрице маленькую иконку Богоматери: «Говорят, помогает от бесплодия». Значит, не все ладно у них в роду с деторождением. Значит, твердокаменный Гоша верит немного в чудеса и светлое будущее, в нечто, что таится за гранью возможностей человеческих. Пьяные «в дрова» люди всегда выглядят комично, а на экране еще пуще, и от этого еще трагичней. Шальная троица на буранах во главе с крикливой бабкой в повозке – чем не повседневная картинка у злачных мест, коих в деревне раз-два и обчелся. И эта троица без оглядки отдала 15 оленьих туш за 3 ящика водки. Гоше на прибыль, себе — на погибель. «Будь ты проклят!» — кричала вслед Гоше дочка спившейся бабы. Радость от большого куша поглотила проклятья. На радостях можно и подобреть немного к людям: посылочку взять в дорогу, да передать адресату вышитую бисером сумочку. Вот такой портрет героя вырисовывается документально. Он балансирует между понятиями: плохой, хороший, добрый, злой. Неотшлифованный.
В свое время, еще в начале 2000-х в узких кругах якутских кинематографистов обсуждались мечты и попытки создать свой авторский киножанр на основе якутского бренда — реального мороза. Писались скороспелые сценарии леденящих душу ужасов и страшных таежных историй. Читались и тут же выкидывались в корзину. Потому как снимать полнометражное кино на морозе тогда не умели, да и не могли. Это сегодня Степан Бурнашев и его команда смогли подобраться к герою «Черного снега», к морозу и его последствиям настолько близко, как не могли никогда это сделать предшественники. И здесь без цитат прямых участников не обойтись.
Из записей администратора картины «Черный снег» Анатолия Кириллина в личной странице Facebook :
Когда снимали этот фильм Степана Бурнашова были поставлены несколько сложнейших задач:
1. Съёмки в реальный мороз. 2. Валить реальный грузовик с рядом лежащим актёром. 3. Копать в мерзлом грунте траншею для прохода камеры в кратчайшие сроки. 4. Сжечь грузовик.!!!!??? И много-много другого. Степан может!!! Семён Аманатов крут! (кинооператор) И вообще все все- молодцы!
Федот Львов – исполнитель главной роли. (из выступления на пресс-брифинге XXVIII фестиваля «Окно в Европу» от 13.12.20)
Прочитав сценарий «Хара хаар», я не сразу согласился на эту роль. Она вся сопряжена со сложностями. Первая мысль была: «Это не мое». Но актерская суть во мне победила, через «не могу». Сам фильм я увидел только в Выборге. Самое сложное было – лежать под машиной в минус 40. Лежать и стенать дублями по 15 минут каждый. Первый эпизод нам удалось снять только на 3-ю ночь. Смотрел фильм, и даже самому тяжко стало в некоторых местах…Хотя сам знаю сюжет, все равно тяжело было, глаза отводил от экрана. Мне трудно давать оценку. Посмотрим, какой будет судьба у картины.
«Черный снег» имеет противопоказания к просмотру для слабонервных и особо впечатлительных зрителей. Режиссер предупреждает: если тяжело и невыносимо смотреть, закройте глаза. Но разве это пощадит зрителей, не заткнувших при этом уши. Пронзающая душу и тело музыка, крики и стоны беспомощного существа, хруст бесконечного снега, рычащий рев мотора, внезапная оглушительная тишина, треск очищающего огня – все это параллельный звуковой мир, созданный композитором Андреем Гурьяновым и звукорежиссером Сергеем Ярмоновым. Звук здесь не вторичен. Он скуп и документален, как репортаж с места событий, музыка же не мелодична, она тревожно сливается с гулом земли и пространства. Все звукачи мира теперь могут пополнить свою коллекцию звуковых эффектов. Есть же знаменитый «Крик Вильгельма». Почему ж не быть «Крикам Гоши»? (Шутка)
Даже в драмах уместны шутки и комические персонажи. Но в «Черном снеге» их нет, если не брать в расчет деревенских алкашей. Режиссер Степан Бурнашев намеренно отказался от голливудских и российских клише, штампованных приемов. Снимал дерзко, как боевую операцию, нарушая правила боя, действуя по обстановке. И получился фильм – притча о божьей каре и хрупкости человеческой жизни. Честная притча.
АЛЬБИНА ДАНИЛОВА
+7 (999) 174-67-82