Site icon SAKHALIFE

Фотофакт: зимний улов муҥха-2023

На озере Бэс в местности «Баҕадьа» проходит традиционная зимняя ловля карасей.

«Мунха — подледная рыбалка на карася — переводится на русский язык как «невод». Приготовления к рыбалке начинаются заранее, а сам процесс превращается в праздник, куда вовлекается чуть ли не все население деревни. Традиция отмечать промысел всем миром пришла с давних времен.

Начало неводьбы всегда сопровождалось кормлением духов водоема, прошением у Байаная (хозяин леса, покровитель охотников и рыбаков) удачного лова. В старину, во время мунхи проводились состязания олонхосутов-импровизаторов (сказителей якутского героического эпоса Олонхо), молодые показывали удаль в национальных видах спорта. Сейчас в отдельных районах стали возрождать забытые традиции.

Подледный лов карасей — дело трудоемкое, требует синхронной и слаженной работы многих людей. Во главе каждой бригады (по 15-20 человек) стоит «старшой» — обычно уважаемый всеми пожилой человек, хорошо знающий местность и знаток мунхи. Он, действуя по интуиции, указывает места, где нужно прорубить полыньи в соответствии с глубиной и рельефом дна озера и наличием в нем водорослей. В каждом улусе есть свои особенности рыбалки, но суть остается одна.

Итак, сначала одни готовят невод к спуску. Другие в это время прорубают пешней большие полыньи «чардаат» на местах спуска и вытаскивания невода с добычей. Между ними продольно с двух сторон делаются лунки, по которым будут тащить так называемые «крылья» (концы) невода. К ним привязывают веревки с палками. Когда в большую прорубь спускают невод, то палки идут под лунками, где их ловят деревянным крюком и пускают дальше. И так до самого места вытаскивания «матки» — центра невода.

Во время движения сети отдельная бригада с шумом и криками, постукивая по льду шестом, загоняет рыбу к главной проруби, где встречается с теми, кто тянет невод. Оба «крыла» обязательно тянут порознь во избежание запутывания сети. Часто бывает, что невод наталкивается на корягу или сучья, тогда приходится его вытаскивать и повторять все заново.

Конечно, улов не всегда бывает удачным. Все зависит от размера и рельефа озера и, разумеется, мастерства рыбаков. В отдельных селах опытные люди советуют давать водоему, откуда не раз брали богатый улов, «отдых» в течение года, а то и более лет, чтобы не нарушить экологический баланс озера.

Как бы то ни было, после рыбалки карасей, пусть даже мешок, всегда обязательно будет. А наиболее удачливые рыбаки могут добыть от десяти до ста мешков отборного собо (якутское название карася). Но и при большой добыче у якутов не принято слишком громко выражать радость, считается, что Байанай может осерчать.

Кстати, когда перед началом мунхи видно, как кружит ворон, а еще лучше несколько, то это считается хорошей приметой, мол, птицы знают, что они не останутся без еды. А вот когда женщина переступает через сети или неудачливый рыбак роняет пешню в воду, то богатого лова не жди, говорят знатоки.

И самое главное: есть твердое правило — одаривать уловом всех, кто присутствовал при большой мунхе, вне зависимости от того, участвовал человек в рыбалке или нет. Эта традиция пришла из глубины веков, когда люди, по тем или иным причинам не могущие рыбачить (пожилые, неимущие, инвалиды, одинокие женщины), приходили на мунху и наблюдали за процессом, но после окончания уносили домой свежих карасей.»

Автор справки: Алексей Толстяков

Exit mobile version