Новыми красками заиграла Галерея зарубежного искусства им. М.Ф. Габышева. А все благодаря новой лепной отделке золотом стен и потолков отреставрированных залов, хрустальным люстрам и конечно новому специальному освещению белого спектра света.
60 лет назад, семья ученого, общественного и государственного деятеля, мецената Михаила Фёдоровича ГАБЫШЕВА подарила коллекцию западноевропейской, собранную по крупицам на личные средства. Профессор Габышев увлекался Голландской школой, начинав коллекционирование именно с нее. Им была собрана качественная коллекция. Жемчужиной коллекции стали живописные работы.
Впервые о масштабности личности М.Ф. Габышева сознательно задумываешься, когда впервые видишь его коллекцию воочию, у нас, в Северо-восточной глубинке Евразии, а потом узнаешь о его первых в истории фундаментальных работах в области якутского табунного коневодства. Возникает, как говорится, когнитивный диссонанс! Как это смог сделать один человек, воспитанный якутской семьей в деревне за свою короткую жизнь!? Тебя поражает коллекция ярчайшей эпохи Ренессанса и глубокие зоотехнические и экономические проработки о не менее уникальной якутской лошади!
Михаил Федорович Габышев уроженец села Юнкюр Олекминского района. Десятки лет Михаил Габышев коллекционировал не что-то ординарное для советской эпохи, а произведения западноевропейской живописи и графики. Ему удалось собрать более 250 картин, гравюр и скульптур. В основе коллекции — произведения мастеров XVII-XIX веков, привлекающие разнообразием тем и творческих решений. Среди них — «Святая Цецилия» Никколо Реньери (ок, 1590-1667); «Жертвоприношение Авраама» итальянского художника XVII века; аллегорическая композиция «Кронос открывает Истину» Джованни Батиста Питтони (1687-1767), «Пейзаж с речкой» Фредерико де Мушерона (1633-1686), «Портрет девочки» Жанны Фелиберты Леду (1767-1840), «Пейзаж с рыболовами» круга Франсуа Буше и другие.
Сегодня галерея оснащена кроме специальных климатических систем, прекрасным освещением, которого нет даже в основном здании НХМ РС (Я). Якутские зрители наконец-то смогут увидеть всю полноту колористических схем эпохи Возрождения и Нового времени. Правда, не забудьте потеплее одеться для долгого созерцания в залах, температура в них при специальной влажности не более 18 градусов.
Немаловажную роль в формировании собрания сыграли разные значительные поступления из запасников других музеев. В 1954–1955 годах из фондов Музея искусства народов Востока была передана небольшая, но занимательная по эстетике коллекция мелкой пластики из бронзы и кости, фарфор, предметы с перегородчатой эмалью, живопись на свитках мастеров Японии, Китая, Тибета и Монголии XVII–ХХ веков.
Сегодня мы хотим передать читателям особенную эстетику зарубежного Дальнего Востока, переданного в нэцкэ или другом названии окимоно — маленьких японских фигурок из слоновой кости и дерева. В рамках спецкурса по «Визуальной культуре», вместе с магистрантами СВФУ им. М.К. Аммосова, мы решили презентовать японские миниатюры из коллекции этой галереи. Но для правильного созерцания работ надо знать базовые основы японской эстетики. Напомним, что каждая миниатюра в японской культуре сопровождается коротенькой новеллой типа хайку, описывающей как сюжет композиции, так и ее философское расширение в контексте принципов эстетики дзэн. Так синтоистский принцип «ваби-саби» — обозначает красоту несовершенства, непостоянства и недосказанности, а дзэнский принцип «югэн» — красоту сокровенного, таинственного и мистического. «Считается, что время способствует выявлению сущности вещей. Поэтому японцы видят особое очарование в следах возраста. Их привлекает потемневший цвет старого дерева, замшелый камень в саду или даже обтрепанность — следы многих рук, прикасавшихся к краю картины… Понятия «ваби», «саби» или «сибуй» коренятся в умении смотреть на вещи как на существа одушевленные. Если мастер смотрит на материал не как властелин на раба, а как мужчина на женщину, от которой он хотел бы иметь ребенка, похожего на себя, — в этом отзвук древней религии синто» — пишет журналист Всеволод ОВЧИННИКОВ. Словом, бренность бытия, одиночество и скоротечность земной жизни становятся главными философскими идеями обыденного японского мировоззрения.
Предлагаем вниманию читателей мини-новеллы подражания к некоторым миниатюрам, написанным Алией ПЕСТЕРЕВОЙ, ОЛЕСОВОЙ Нюргуяной, Леной КОЧКИНОЙ и Саргыланой СОЗОНОВОЙ:
***
Я так счастлив, думал старик, и вовсе не из-за рыбы. Моя старуха счастлива, что рядом есть плечо, на которое можно опереться, что будет сытная уха, а значит завтрашний день мы встретим полные сил и надежд.
***
Каким бы ни был улов, первая рыба самая желанная. Она — та самая!
***
Какой прекрасный день для стариков: вода спала на реке и стала рыба видна стариковскому глазу.
Нынче было много снега и вода стояла большая, пока ветра не сделали свое дело.
Будет для желудка праздник сегодня, будет для души праздник сегодня:
«День независимости» от молодых добытчиков!
***
Утром осенним
Однажды увидим мы —
Листья опали.
***
Общение — один из самых приятных моментов,
Выдуманных человеком.
Гостеприимный хозяин радушно незнакомца встречает в своем доме.
Угощает свежими продуктами, наливает сакэ.
Но кто больше рад общению, хозяин или странник?
***
Каждый из нас есть в списке имен:
Грешник, святой, красавец и хромой.
Знай лишь одно, время необратимо быстро…
А для примера, предлагаем образцовые новеллы по нэцкэ из прекрасного советского фильма «Каникулы Кроша»: