В год столетия ЯАССР повышается интерес к истории народа саха, которая, как недавно установили ученые, насчитывает 1000 лет. О личности легендарных Эллэя и Омогоя, о том, что происходило за несколько веков до прихода казаков, о новых исторических открытиях мы разговариваем с главным научным сотрудником сектора истории Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, доктором исторических наук Андрианом БОРИСОВЫМ.
-Согласно легендам, Эллэй Боотур приплыл по реке на Среднюю Лену, где с другим мифическим героем Омогоем они стали прародителями народа саха. Как вы думаете, почему именно эта из легенда устоялась в обществе? И как все было на самом деле? Наверное, как считает ваш коллега, доктор исторических наук Анатолий Николаевич Алексеев, все происходило не в одночасье, а в течение около пяти веков, когда путем слияния самых разных племен и народов появились саха и мигрировали на Среднюю Лену?
-Образ Эллэя отображен в цикле фольклорных материалов; кто-то называет их сказаниями, кто-то сагами. Это такой промежуточный жанр между олонхо и историческими преданиями. Гавриил Ксенофонтов записал устные сказания центральных, вилюйских якутов, главный источник сведений о герое — его Эллэйада. Для нас Эллэй такой же образ, как Рюрик для русских. Однако о Рюрике есть некоторые упоминания в летописях, а об Эллэе только устная традиция. Считаю, эти легенды показывают, что какая-то часть предков якутов в разное переселилась, но когда это происходило и при каких обстоятельствах – до сих пор вопрос.
Не следует забывать, что в этих сказаниях есть Омогой, Эллэя нельзя показывать в отрыве от него, он такой же главный герой. Омогой, когда прибыл на Среднюю Лену, нашел здесь коров и лошадей, то есть это говорит, что край был уже населен скотоводами. И это говорит о том, что якуты, по меньшей мере, двусоставный народ.
Процесс освоения нынешней Якутии был многовековым, начиная с первых веков нашей эры. У Гавриила Ксенофонтова есть план-конспект своих взглядов на происхождение якутов в сборнике трудов Института языка и культуры при СНК ЯАССР, вышедшем в 1930-х годах (кстати, библиографическая редкость). Там написано, что якуты минимум в течение 800 лет колонизировали Якутию. Сначала это были уранхаи – объякутившиеся оленные люди, потом курыкане, а потом их сюзерены уйгуры. Есть даже такое мнение, что Эллэй был последним уйгурским правителем. Вторая мысль Ксенофонтова: якуты – это многосоставной народ. Первый компонент – это уранхаи, второй – курыканы, третий – древние уйгуры. Эти две идеи в саге об Эллэе заложены. Народ в своей памяти удержал, что якуты – многосоставной народ.
-Какова ваша точка зрения на вопрос происхождения якутов?
-Я эти две идеи Ксенофонтова поддерживаю. Однако напрямую подтвердить три компонента ученого какими-то документами или археологическими находками невозможно. Мы знаем, что курыканы были в Предбайкалье, потом их культура исчезает, и куда они делись – мы не знаем. Но академик Алексей Павлович Окладников, ведущий якутский этнограф Анатолий Игнатьевич Гоголев нашли параллели, которые косвенно доказывают ксенофонтовские идеи о том, что все-таки якуты имеют отношения к курыканам. Но произошло ли это в результате передвижения курыкан, или это был родственный им народ, мы точно сказать не можем.
Женитьба старшей дочери Омогоя и Эллэя показывает в аллегорической форме смешение разных народов. И что сказители называли Омогоя бурятом, а Эллэя татарином, тоже говорит об этом. В то время сказители знали, что на юге живут буряты, а с казаками пришли татары.
В позапрошлом году была сенсация – в Намском улусе найдены материалы, возраст которых датируется 10-11 веком, а ранее считалось, что кулун-атахская культура начиналась в 13 веке.
-Это были скотоводы?
-Да, это реминисценции с кулун-атахской культурой.
-В образе Эллэя чего-то не хватает. К примеру, почему ничего не говорится о его знатном происхождении, почему он приплыл чуть ли не на бревне?
-Наоборот, образ его очень цельный. Здесь возникают якутские архетипичные образы героя-одиночки, это смыкается с олонхо, ведь сказители были олонхосутами. В олонхо есть Эр Соготох, которого иногда считают Эллэем. То, что приплыл на плоту или бревне – это детали, художественные средства: если история связана с рекой, то надо приплыть по ней.
Можно сказать образно, что Эллэй – тюркский компонент, а Омогой — монгольский, из которых якуты образовались.
-Почему наши предки обосновались именно на Средней Лене? В географическо-климатическом смысле центральная Якутия, наверное, более выигрышна, чем южная. Ведь недаром все колоссальные открытия в северо-восточной Сибири и на Дальнем Востоке делались из Якутска – экспедиции Дежнева, Беринга и других.
-Это еще с каменного века – если посмотреть карту распространения различных неолитических культур, то именно на Средней Лене они сконцентрированы. Здесь климат более благоприятный, Верхоянские горы отчасти защищают от ветров, есть долины для выгула скота и лошадей. И река разливается не так широко, как в других местах, течение не такое быстрое.
-Если проследить путь от Эллэя до Тыгына, чем он характерен, какие самые яркие события происходили в течение этих пяти или шести веков у народа саха?
-В археологическом плане данный период хорошо снабжен – раскопано свыше 200 погребений за последние 10-20 лет. Причем они очень разнообразные. Теперь данный период надо интерпретировать, вписать в исторический контекст. Этим сейчас занимаются историки, этнографы, идет осмысление материала. Сейчас крупных трудов нет, выходят только первичные статьи, если не считать недавной изданной трехтомной «Истории Якутии».
Пока, например, захоронения в Чурапчинском улусе или Маймаге трудно идентифицировать с какими-то группами якутов. Мы знаем политическую ситуацию в 17 веке, что русские застали группу улусов (я их так называю — улусами); наиболее многочисленных было шесть: Кангаласский, Намский на левом, на правом берегу – Баягантайский, Борогонский, Мегинский, Ботурусский. Считаю, что так называемые бетюнцы тоже представляли улус, у них были сильные князья, которые платили большой ясак и зарекомендовали себя очень воинственными, непримиримыми, даже крепости строили.
-А на Вилюе что тогда происходило?
-Более мелкие кланы были.Они не влияли на общую политическую ситуацию.
Если экстраполировать на 13-14 века, трудно понять: погребения, например, в Чурапчинском улусе относятся ли к Ботурусскому улусу, можно ли провести генеалогическую линию. Но сейчас это можно установить с помощью генетики, и такие исследования ведутся.
-В комментариях люди пишут: чего вы так мучаетесь по поводу происхождения якутов – проведите генетические исследования, и все станет ясно.
-Якуты – этнос, некое целое, имеющее дифференцирующие признаки. Главные: единый язык, генетическая близость, общая культура, самоназвание. Была точка бифуркации, где компоненты соединились, и группа людей осознала себя народом. Народы же существуют как системы на протяжении какого-то исторического времени. Лев Гумилев считал, что народ существует 1200 лет — насколько это убедительно он сделал — другое дело, но свое точку зрения предложил. Я согласен с Гумилевым, что у народа есть определенное время существования.
-А китайцы, которые существуют гораздо дольше?
-Империя Хань существовала с 2 века до нашей эры, что является исключительным случаем. Хотя я не думаю, что ханец того времени понял бы современного китайца.
Если скажут, что генетически люди, которые здесь жили в каменном веке и нынешние якуты близки, это не говорит, что они говорили на одном языке.
-Вы писали о том, что надо изучать китайские источники, в которых могут быть сведения о происхождении якутов. Почему этого до сих пор не сделано?
-Во-первых, нужны специалисты, которые могут читать источники, например, танского времени, владеют не только китайским языком. И соотнесут с нашими материалами, то есть должны быть историками, этнографами.
-Сейчас очень популярен тезис Александра Невского: «Оборону надо держать на Западе, а друзей искать на Востоке». Наверняка он полностью совпадает с трудами Льва Гумилева и других ученых, которые писали, что ордынцы были толерантны ко всем религиям, и в голову к людям не лезли. Латиняне разрушали православные храмы, а монголы – нет. В итоге русская культура сохранилась, и в 17 веке пришла на территорию нынешней Якутии.
-13 век был рубежным в истории русских княжеств, потому что с приходом татаро-монгол произошла политическая катастрофа. И с запада в то время надвигались другие завоеватели. Крестоносцы ни о каком союзе не говорили, требовали перейти в католичество. А Русь уже три века была православной, и для народа это было неприемлемо. Татаро-монголы не посягали на экономическую самостоятельность, кочевникам в лесах делать нечего. Тем более Орда предлагала покровительство. Да, русские много переняли у татаро-монголов, особенно в военном деле. При дворе в Каракоруме были представители разных конфессий. Это был арсенал политических средств, прагматическая линия преобладала, к грубой силе прибегали редко. Конечно, русские князья и цари многое унаследовали.
-Каким было освоение Сибири казаками?
-Отряды, которые шли за Урал, были интернациональными: не только русские, татары, остяки и другие народы, которые попали в орбиту Русского государства. Собственно русских, наверное, было немногим больше половины. Торговые люди и промышленники шли за пушниной. Конечно, куда бы они не пришли, использовали дипломатические средства. И якуты, конечно, обратили внимание, что некоторые из пришлых говорили на похожем языке. И сами татары поняли, что этот народ чем-то родственный, даже одежда была похожа. Сразу начались, помимо формальных, человеческие контакты. Мы знаем, что сразу появились толмачи, которые свободно говорили с якутами центральными, вилюйскими, северными. Форма зависимости – ясак находила у якутов понимание, так как что-то похожее у них было.
-До прихода казаков Бекетова наверняка были какие-то связи с русскими?
-Прямых свидетельств нет. Единственное, что отряд промышленника Пантелея Пянды в 1623 или 1624 году приходил. Есть предание о Тыгыне, совершившем поход далеко на запад. Шел и услышал гул, возможно, колоколов. Кроме того, эвенки первыми в нынешнем Красноярском крае столкнулись с русскими, и они свободно переходили через земли олекминских, вилюйских якутов, и наверняка информацию доносили. Поэтому якуты были уже готовы к приходу русских. В фильме «Тыгын Дархан» наиболее прозорливые якуты стремились объединить улусы, чтобы встретить приход казаков в единстве. Что-то похожее, видимо, происходило.
-Казаки шли на восток стихийно или по указу царей?
-Государство в этом процессе превалировало. Хотя по-разному шли. Но при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче – первых царях из рода Романовых большинство походов контролировалось властью. Уже в 1638 году было образовано Якутское воеводство, и воеводы сказали: мы будем собирать ясак!
-С чем связана активная экспансия Руси на восток в 17 веке?
-Потому что сначала разбили Казанское ханство, потом Сибирское. Препятствием также было Джунгарское ханство.
-С освоением Сибири наверняка пришло понимание, что она таит в себе большие богатства?
-Прежде всего пушнина. Был большой город Мангазея, который называли сибирским Эльдорадо. Пушнина во всем мире была признаком статуса. Мантии европейских королей были оторочены или подбиты мехом.
-В 18 веке могущество России начало прирастать Сибирью, а теперь мы говорим об арктическом векторе развития. Что вы об этом думаете?
-У якутов было производящее хозяйство, они создавали свою среду обитания. Освоение северных земель якутами идет в одном ряду с освоением Сибири со стороны Русского государства. Мы были пионерами коневодства так далеко на севере. В этом роль якутов в освоении Арктики. С приходом русских начали быстро развивать земледелие и продвигать его на север.
Все пути русских землепроходцев на северо-востоке начинались с якутов: они показывали кратчайшие пути, в каких местах лучше основать поселения – где зимовье поставить, где острог. Как-то в 90-е годы я использовал аллегорию, назвав якутов «сибирскими викингами». Возможно, некоторые исследователи это подхватили и даже написали, что викинги доходили до Сибири, а Эллэй был одним из них. Конечно, никаких серьезных доказательств этому нет.
-Согласны ли вы с тем, что в основе политических, экономических процессов находится культура, которая влияет на развитие народа, региона?
-Главное богатство Якутии – культура народов, которые освоили это пространство и сделали его своим домом. И показали путь другим. К чему приводит экономика без культуры. Мы все видим на примере экологических проблем.