Экзамен для нации: Как общество встретит защитников после СВО

О важном и насущном сегодня и завтра

Близится День Победы, близится и окончание специальной военной операции. Тысячи воинов будет возвращаться в города и села страны и республики. Российскому обществу предстоит небывалый экзамен. Такой ситуации в стране еще не было, когда либеральные ценности праздного общества потребления с одной стороны, соприкоснутся с экзистенциальными ценностями, обретенными во время военной кампании.

Это будет острейшее столкновение кардинально противоположных мировоззрений и мироощущений – тех, кто побывал в аду самого безжалостного военного конфликта со времен Второй мировой войны и тех, кто продолжал жить обычной жизнью обывателя, представителя массового общества потребления.

В психологической науке, сознание прошедшего боевые действия существенно меняется, подчас обретая психологические черты посттравматического синдрома или ПТСР как это называют специалисты. Последнее описывается, например, так: «Спать ты не можешь. Когда слышишь громкие звуки — дергаешься. Стоять напротив окна в освещенной комнате не можешь — все время кажется, что в тебя целятся. Помню, оказавшись в Рязани, я был в шоке: улицы в огнях, окна не зашторены, никакой светомаскировки. У меня было недоумение, как люди могут жить здесь обычной жизнью» (см.: https://dzen.ru/a/ZRq9Zi1bqHbXjdpw). Это только один из частных примеров «культурного шока», который испытывают и будут испытывать те, кто прошел зону боевых действий на СВО.

Нашему сообществу предстоит держать этот экзамен, острота которого видимо будет пиковой в ближайшие три-четыре года. К нему почти нет времени подготовиться, но что-то сделать успеть можно. Могут постараться психологи, выработав методические пособия, распространяемые через СМИ, газеты, методички в школах, ссузах и вузах по рекомендациям для поведения в общественных местах, заведениях, массовых и иных мероприятиях, транспорте, рабочем месте и т.п. Подобные вещи нужны как вернувшимся воинам, так и собственно самим обывателям, который все это не прошел и не знает, – через призму чего смотрит теперь на этот мир их знакомый: отец, брат, дядя или просто прохожий на улице, в автобусе или метро.

Нужна ускоренная системная работа с молодежью, которая в своей массе сильно оторвалась от привычных догм общественной морали, ранее активно культивируемых в обществе – уважения к старшим, вежливости, пиетета по отношению к незнакомцу, взаимовыручке, сочувствии.

Многие молодые ребята возвращаются с различными недугами и ранениями, порой искалеченными людьми с инвалидностями. Здесь встречаются два мира, две позиции – мирной жизни и жизни, прошедшей под угрозой смерти. Нужны специальные программы, которые, несомненно, будут предложены государством. Но этого мало для бесконечной сложности современного мира, буквально напичканного множеством кардинально разных идентичностей, некоторые из которых представляют из себя выдуманные симулякры, «пшик», не имеющий никакого отношения к суровой реальности времени.

Видимо многое в воспитательном процессе в стране перейдет в руки тех ребят, кто побывал «за ленточкой». Предстоит огромная работа всей страны по самоанализу и самоорганизации своего морального облика. Будут и те, кто будет мешать этому процессу органичной моральной перепрошивке российского общества. Это займет некоторое время, это потребует новых культурных форм, реализующих конструктивный потенциал двух отмеченных полюсов, двух кардинальных позиций, которые нужно будет приводить к единому знаменателю.

«Вернувшиеся с войны не просят о помощи, но отчаянно в ней нуждаются»

То, что специальные реабилитационные программы могут сделать с побывавшими на СВО это одно, но то, что может уже сегодня начать делать общество по отношению к ним, это общее и важнейшее дело. От успеха последнего будет зависеть социальный и психологический климат в стране и регионах. Инертной массой, собственно, само общество и будет являться в этом процессе. Поэтому ему нужно как-то пошевеливаться, начать работать над собой, моделировать процесс, прогнозировать то, что может произойти, а самое главное – как из этого выходить всем вместе, сообща. Это взаимный, взаимовыгодный процесс, от которого выиграет все российское общество. Вопросов много, но и ответы не заставят себя ждать.

Можно уже начать данную работу, практикуя те институты, которые уже получили свое развитие в обществе. Это творческий процесс и в нем могут быть задействованы все социальные институты – культуры, искусства, но прежде всего – образования, патриотической компоненты воспитания в детских садах и школах, самой благодатной почве для реализации новых принципов жизнеустройства российского общества. Время пришло для того, чтобы начать каждому вспоминать подзабытые морально-нравственные установки, всегда культивируемые еще со времен традиционного общества. Это, прежде всего, уважение к старшим в обыденном этикете, например, на транспорте, где твоя покупка билета, морально вовсе не отменяет возможности всегда уступать место старикам, женщинам, людям, которые просто старше тебя по возрасту. Это не отменяет те дарообменные отношения в широком философском смысле слова, которые существовали испокон веков, ведь они, по сути, и были корневой основой моральных принципов, которые затем формализовавшись, вошли в этику разных эпох, времен и институтов, в том числе советской поры с его заповедями морального кодекса строителя коммунизма.

Справка: Как отмечает, «непроверенная Википедия», создание морального кодекса строителя коммунизма было инициировано Н.С. Хрущевым, а исполнителями, творческая интеллигенция. «И мы стали фантазировать. Один говорит «мир», другой ― «свобода», третий ― «солидарность»… Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей МоисеяХриста, тогда всё действительно «ляжет» на общественное сознание. Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов». За полтора часа был составлен текст, который на Президиуме ЦК прошел на «ура»».

Если убрать идеологические элементы из небольшого текста этого кодекса, то получится, например, следующее:

1. Преданность делу возрождения всестороннего российского суверенитета, любовь к Родине, к дружественным России странам.

2. Добросовестный труд на благо общества.

3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

5. Коллективизм и гражданская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ (Това́рищ – человек, связанный с другими лицами принадлежностью к одному коллективу, организации, группе, среде и т. п.; человек, которого объединяют с кем-либо общие занятия, деятельность, взгляды, условия жизни и пр.; ровня в чём-либо) и брат.

7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

10. Дружба и братство всех народов России, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

11. Нетерпимость к врагам Отечества, дела мира и свободы народов.

12. Братская солидарность (Солидарность – активное сочувствие чьим-либо действиям или мнениям; общность интересов, единодушие) с трудящимися всех стран, со всеми народами.

В принципе, немногое меняется в изначальном тексте, остается главное – вопрошание о нравственной закваске человека, которая востребована в любые времена, в любой ситуации.

***

Нашему сообществу стоит подумать над тем, как максимально гармонично попытаться решить в короткий срок поставленные временем задачи. Это станет хорошим капиталом культуры региона, залогом духовного комфорта самой молодежи, предотвратив их от жизненных уроков, куда бы они потом не отправились открывать для себя мир.

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх