
Паровоз узкоколейной железной дороги в п. Зырянка. Фото предоставлено М.В. Поповой
Экспедиционная группа под руководством члена РГО Виктора Викторовича Омукова обнаружила паровоз, который датируется 30-ми годами прошлого века, в поселке Зырянка Верхнеколымского улуса. В период существования ГУЛАГа, трест «Дальстрой» НКВД РСФСР занимался добычей угля на Верхней Колыме. Для перевозки угля и рабочих была построена железная дорога между поселками Зырянка и Угольное протяженностью около 70 км., ставшая первой железной дорогой на территории современной Якутии.
Строительство железной дороги в Зырянке. Фото предоставлено М.В. Поповой
На данный момент в Зырянке сохранились железнодорожный вокзал и остатки рельсов, однако сам паровоз был утерян. Недавно, при участии КП РС «Дороги Арктики», удалось раскопать остатки паровоза из-под грунта. По остаткам и фотографиям паровоза можно сделать вывод, что это был узкоколейный паровоз 157, одна из первых моделей паровозов в СССР. Примерно 200 таких паровозов было выпущено. На сегодняшний день в России сохранилось всего три экземпляра этой модели, которые стоят в Челябинске, Екатеринбурге и в Нижегородской области в качестве памятников.
Исследование первой железной дороги продолжается, также идут съемки документального фильма.
Евгений Горохов