Джазовый оркестр «SAKHA BIG-BAND» — возрождение якутского джаза

Непринужденный, ритмичный и полный импровизации джаз по-настоящему любим якутской публикой. В международный день джаза, 30 апреля, в Малом зале Государственного цирка Якутии имени Марфы и Сергея Расторгуевых состоялась долгожданная презентация джазового оркестра Якутии «SAKHA BIG-BAND». По просьбам зрителей 14 мая был дан повторный концерт нового джазового оркестра.

По сегодняшний день поступают отзывы зрителей. Поклонники джаза благодарят музыкантов за подаренную атмосферу, за то, что каждый почувствовал себя частью истории. «Неужели у нас такие крутые музыканты?» — удивляются поклонники и аплодируют тому, что джаз в Якутии есть и процветает.

Джазовый оркестр Якутии «SAKHA BIG-BAND»

Особых комплиментов удостоились и вокалисты Юлия Кан, Ярослава Марей, Леонид Анциферов. Особый шарм вечеру придало соло саксофониста Владислава Семенова. Многие отметили вокальный рост и смелость Феклы Поповой-Колесовой. Действительно, с таким профессиональным составом не каждый осмелится спеть, ведь надо соответствовать.  

Среди меломанов были замечены медийные гости генеральный директор «Айгуль» Флида Габбасова, кинорежиссер Александр Лукин, ведущий программ «Новый день», «Испытано на себе» НВК САХА Руслан Очиров, певица Валентина Романова –Чыскыырай, педагог Высшей школы музыки Александр Кузьмин и другие.

О судьбе джазовой музыки в Якутии и планах оркестра мы поговорили с организатором Джазового оркестра Якутии, руководителем оркестра Государственного цирка Якутии, отличником культуры РС(Я) Егором Ефимовым.

— Егор, поздравляю с презентацией Джазового оркестра Якутии «SAKHA BIG-BAND».

— Пользуясь случаем благодарю всех коллег и друзей, руководство Государственного цирка Якутии за поддержку. Отдельная благодарность нашим ребятам в тени, которые с утра ставили звук и свет, сохранили настройки с прошлого концерта, еще лучше отстроили звук, все записали, работали практически без перерыва, выкладывались, творчески подходили к задачам, продумывали, считали, искали микрофоны, всю коммутацию и многое-многое другое — это команда главного звукорежиссера цирка Алексея Попова! Была проделана огромная работа.

Руководитель оркестра Государственного цирка Якутии Егор Ефимов

— Сегодня мы говорим о возрождении джаза в Якутии. Но прежде хочется узнать, когда же он у нас появился и по какой причине был забыт?

— Говоря о джазе в Якутии логично будет вспомнить, что 1 октября 2022 года исполнилось 100 лет, как джаз появился в России. За это время он прошел долгий путь: от запретов как на чуждую буржуазную музыку до волны всесоюзной популярности. Джаз сам по себе полон контрастов и противоречий. Есть даже такое расхожее высказывание, что джаз сначала был музыкой для бедных, затем — музыкой для богатых, но он всегда оставался музыкой для мыслящих. В самой теории музыки джаза заложена противоречивость. В истории джаз проявляет себя так же противоречиво.

В целом развитие джазового искусства поддерживалось руководством страны, появился так называемый «советский джаз». Создавались десятки джазовых оркестров, проводились фестивали, снимались фильмы. Самые популярные из них «Веселые ребята», «12 стульев», «Женитьба», «Мы из джаза» и из современного кино – это конечно «Стиляги». Кстати, последний как раз о том времени, когда джаз был в запрете. Второй рассвет джаза пришелся на 70-е годы.

С первого концерта Джазового оркестра Якутии «SAKHA BIG-BAND»

Примерно в это время джаз появился и в Якутии. Хотя есть сведения, что в 30-е годы первой записью на якутском радио был именно джазовый оркестр. С конца 60-х, в 70-е, 80-е годы он стал очень популярен. В Якутии тогда работали настоящие профессионалы, можно сказать, международного уровня. Многие из них были приезжими музыкантами. В годы перестройки, а затем и в 90-е лучшие из них уехали. Отток мозгов (музыкальных) был приличным. Есть даже те, кто за это время построил хорошую музыкальную карьеру в Нью-Йорке, городе, который считается мировой музыкальной столицей. Вы только представьте, какая там конкуренция.

Считаю большой удачей, что нам в разное время удалось пообщаться и даже вместе поработать с музыкантами того поколения, и по сей день удается. Это Владимир Григорьевич Охотников, преподаватель детской школы искусств № 1. Якутяне знают его как музыканта ЗАГСа. Одним из мастеров якутского джаза также является Владимир Пономаренко, который в 1992 году основав эстрадное отделение в ДШИ № 1 дал возможность развитию джаза через приобщение молодежи. Еще с тех времен Владимир Михайлович проводит фестиваль эстрадной и джазовой музыки «Весенний Джаз».  

Отличник культуры РС (Я), преподаватель высшей категории, с 1992- 2010 гг. заведующий отделением Инструментов эстрадного оркестра ДШИ № 1 Владимир ПОНОМАРЕНКО: 

Из всех неформальных культурных явлений в Якутске 70 — 80-х годов популярней всего был, конечно, джаз. Думаю, многие горожане помнят, какая в то время была атмосфера в кафе и ресторанах, где звучал джаз. Музыканты выступали в самых известных тогда ресторанах «Лена», «Север», «Спутник», «Сайсары», а затем и в кафе «Якутия».

Я тогда был студентом Якутского музыкального училища, тоже играл джаз. В 70-80-х годах наши педагоги Сергей Владимирович Белоголов и Борис Николаевич Козловский стали проводить ежегодный конкурс джазовых исполнителей «Северная мозайка». Конкурс стал хорошим стимулом для развития джазовой музыки. Но к сожалению, в 90-е годы многие профессионалы и энтузиасты покинули Якутию.    

— Получается спад популярности джаза начался в годы перестройки, с момента как Якутию покинуло большинство профессиональных джазовых музыкантов?

— Можно сказать и так. Однако джаз всегда был и продолжал развиваться наравне с классической и эстрадной музыкой. В истории развития музыкального искусства Якутии он был чем-то вроде «хвостика» и в то же время «головы».

Объясню почему «хвостика». К примеру, классическая музыка свое дальнейшее развитие получила с момента основания в 1992 году Высшей школы музыки. Развивалась и эстрада — в 1998 году «Сахаконцерт» преобразован в целый «Театр эстрады». Казалось бы, джаз остался недооцененным, где-то в хвосте. А ведь это самая сложная музыка. Даже классика с ним не может конкурировать. Это две совершенно разные истории. Вместе с тем джаз в какой-то мере является основой эстрадной музыки, поэтому я и называю его «головой».

В оркестровой с Сергеем Расторгуевым

В Якутии у джаза своя история, и она неразрывно связана с цирком. С самого основания при нем всегда действовал оркестр. С 2000 года, когда музыкальным руководителем цирка стал Андриян Егоров, здесь зазвучал джаз. В 2004 году было введено новое здание цирка. При непосредственной поддержке Марфы Петровны и Сергея Васильевича Расторгуевых случилось по-настоящему уникальное событие, которое точно войдет в музыкальную историю Якутии. Был создан «TIME BAND», оркестр при Государственном цирке Якутии. Все было обустроено до мелочей, закуплены инструменты, необходимая техника. Мы до сих пор пользуемся той материальной базой, к примеру, теми пюпитрами, и так далее. Были выделены отдельные кабинеты дирижера, концертмейстера, даже комната отдыха, репетиционная оркестровая и оркестровый балкон с видом на весь манеж. Мне кажется, все было продумано уже в момент проектирования здания, и я точно знаю, что к каждой детали была приложена рука заслуженного деятеля искусств РС(Я) Андрияна Анатольевича Егорова. Одним словом, в цирке были созданы все условия для успешной деятельности джазового оркестра.

Специально для обучения оркестрантов был приглашен известный джазовый музыкант и композитор из Москвы, главный дирижер Росгосцирка Владимир Сергеевич Куприянов. Он не только многому обучил якутских коллег, но и оставил большой материал по цирковой и джазовой музыке. Это еще раз говорит о том, что музыка всегда обращается к западу. Центр всегда принимает участие как в становлении классики, так и в развитии других направлений.

Егор Ефимов во времена учебы в ВШМ РС (Я)

— Расскажите, когда джаз появился в вашей жизни?

—  Случилось это в 2005 или 2006 году, когда я учился в пятом классе Высшей школы музыки у заслуженной артистки России, лауреата Госпремии П.А. Ойунского Юноны Михайловны Упхоловой. В тот год Михаил Ефимович Николаев подарил ВШМ дорогущий электророяль, сделанный по новейшим технологиям того времени. Рояль вместе со мной был привезен в цирк и водружен в самый центр арены. На нем я должен был сыграть перед участниками президентской елки.

Помню, как приехал на репетицию, сел в углу зрительного зала и оттуда увидел оркестр «TIME BAND». Точнее услышал громкий смех, а увидел шляпу и размахивающую руку. Оркестранты эмоционально шутили, а музыка в их исполнении показалась чем-то невообразимым. Оркестр цирка казался будто из другого мира, словно сошедший с экрана телевизора. Мне, конечно, ранее давали послушать джаз, но тут он был буквально ощутим и осязаем в исполнении живого джазового оркестра.

К тому же я увидел легенду – Андрияна Егорова – энергичного, громко смеющегося, в знаменитой шляпе, очках и с усами.

В тот день успешно выступил и я. Сыграл одно из околоджазовых произведений Шостаковича. В душе был горд, что хоть немного, но прикоснулся ко всему этому действу, и очень хотелось верить, что мое выступление услышали и Андриян и весь его оркестр «TIME BAND». 

— Как далее продолжилось ваше музыкальное образование?

— В 2007 году, оставив ВШМ, вернулся в родной Абый. Школу закончил в поселке Белая Гора. К тому времени с развитием интернета даже на Севере стали легко доступны соцсети. Я начал очень внимательно слушать джаз. Одновременно увлекался роком. В 10 классе подрабатывал в местном клубе звукооператором, предпринимал попытки создать свой ВИА.

После школы поступил в СВФУ. Институт, кстати, окончил на отлично. Впрочем, тогда я думал, что всё равно буду заниматься музыкой, но только как хобби, не углубляясь профессионально, но я ошибался.

Оркестровый балкон Государственного цирка Якутии

Да, у судьбы на вас были определённо другие планы. Как вы попали в оркестр цирка?

— На первом курсе института подружился с молодым режиссером Андреем Адамовым, стал играть в его экспериментальном театре. Там познакомился с Ириной Корниловой (Ириской), мы играли небольшие артхаусные программы, такой перформанс «Концерт для фортепиано и флейты». Кстати, это тоже смешная история. У нас не было своего инструмента, приходилось одалживать реальное, трёхсот-килограммовое акустическое пианино и возить его на каждое выступление. То еще зрелище, а главное, треть дохода уходила на грузовое такси.

Как-то раз Ириска предложила порепетировать в цирке. В кабинете оркестра я сел за электропианино, но там не оказалось педали, как на акустическом фортепиано. Естественно, классическая фортепианная школа, через которую я прошел, не позволила играть без педали. Пришлось звонить Андрияну Анатольевичу. На том конце провода, мягко говоря, послышалось возмущение по поводу моей требовательности к репетиционному райдеру. Через какое-то время появляется сам Андриян, ставит передо мной ноты и предлагает сыграть. Это были ноты джазовой темы «Watermelon Man» Herbie Hancock, которую уже традиционно мы играем в финале практически каждого своего выступления. Потом он спросил, где я учился и пою ли? Ответил, что пою, исполнил песню «Wet Sand» из репертуара Red Hot Chili Peppers. Так и разошлись. В телефоне он записал меня как «Гоша Ириска», пообещал позвонить и пропал. А я все ждал-ждал. Между учебой стал выступать в клубах Якутска, познакомился со многими музыкантами.  

Долгожданный звонок раздался через два месяца, в феврале. Потом уже понял, что эти два месяца гремели новогодние мероприятия, было не до меня. Но вскоре я все же был принят в оркестр Государственного цирка Якутии.

Оркестр Государственного цирка Якутии имени Марфы и Сергея Расторгуевых

— Как сложилась судьба первого биг-бэнда, созданного в 2004 году?

 — На тот момент, в 2011 году, коллектив уже распадался. Музыканты по разным причинам уходили из цирка. Так было по всей стране. Оркестры государственных цирков массово сокращались. Был потерян престиж, что ли… нас сравняли чуть ли не с бродячими артистами. По России оркестры сохранились, по-моему, только в двух цирках. Один из них это — наш. Конечно же, это благодаря Марфе Петровне и Сергею Васильевичу. Однако большой состав (биг-бэнд) сохранить не удалось.  Остался лишь небольшой оркестровый коллектив. Он состоял из руководителя, заслуженного деятеля искусств республики Андрияна Егорова, Максима Бордонского — гитара, Владислава Семенова – саксофон, нас, новичков — Валентина Парфенова (ударные) и Егора Ефимова (вокал и клавишные) и артистов оркестра Национального театра танца. Состав варьировался, но тем не менее сложилась отличная команда.

Артист оркестра Государственного цирка Якутии Максим Бордонский

Отличник культуры РС (Я), артист оркестра Государственного цирка Якутии, гитарист Максим Бордонский:

В оркестре цирка играю с самого его основания. Много лет я проработал под руководством талантливого музыканта, гениального организатора, мультиинструменталиста Андрияна Егорова. Андриян Анатольевич мой товарищ и коллега. Он умел создавать музыку и шоу одновременно, всегда ставил высокие задачи. Он был настоящим энтузиастом джаза. С 2006 года по его инициативе в Якутске стал проводиться сегодня уже легендарный фестиваль «Тонг джаз». В разные годы на фестиваль приезжали российские и зарубежные мэтры джаза, что конечно же дало нам, якутским музыкантам, возможность развиваться и открывать новые грани.

Хочется отдать должное и похвалить Егора Ефимова – молодого, талантливого и целеустремленного музыканта, у которого получилось возродить большой джазовый оркестр. Уверен, впереди у нас много интересной работы и музыки.

Андриян Егоров, Валентин Парфенов, Егор Ефимов, Владислав Семенов

— Какие у вас сложились отношения с Андрияном Анатольевичем?

— Как только я пришел в цирк, Андриян жестко взялся за меня. Видимо я был для него чем-то вроде чистого листа с хорошей техникой, классической, можно сказать, лучшей фортепианной отечественной школой, желанием и, самое главное, с наличием свободного времени. Мы много и серьезно занимались. Если честно, у меня всегда была цель угодить своему наставнику, возможно, поэтому быстро развивался.

В феврале 2012 года, спустя ровно год, как я поступил на работу в цирк, на базе обновленного оркестра Андриян Егоров создает джаз группу «Session Club». Через некоторое время как «Session Club» мы стали выступать во всех ресторанах города, аккомпанировать артистам эстрады. «Session Club» зарекомендовал себя не только как профессиональный, но и как пунктуальный, надежный коллектив. В этом был весь Андриян. С его организаторскими способностями все было четко и слаженно. Он умел грамотно выстраивать график, удобный для всех, и как сам же говорил, «максимально без потерь… времени, сил и средств».

Андриян Анатольевич был очень требовательным, в первую очередь к самому себе. Глядя на него, мы тоже не могли позволить быть хуже вчерашних себя, брали пример и самосовершенствовались. Об этом гласит еще одна его цитата — «День прожит не зря, если ты что-нибудь сегодня выучил».

Афиша джаз группы «SESSION CLUB»

В 2020 году уход Андрияна Анатольевича стал для всех нас огромной потерей. Он ушел скоропостижно и очень рано. Изменилось все. Кажется, именно с того момента во мне ускорились какие-то процессы… процессы взросления, взятия на себя ответственности. В последние годы жизни он стал называть меня сыном, а я его отцом. В день похорон как отцу и наставнику я пообещал продолжить его дело. Это были не пустые слова. Тогда и было решено — во что бы то ни стало джаз-бенд будет выступать, развиваться и радовать людей качественной музыкой.

— Удалось ли сдержать слово?

— В первую очередь мы доделали незаконченный проект Андрияна Егорова «Джазовые портреты Харуки Мураками». Концерт прошел в день его рождения 19 февраля. Программу отработали на качество, сыграли очень сложную музыку. В 2021 году в память главного дирижера Государственного цирка Якутии Андрияна Анатольевича Егорова организовали концерт «JAM SESSION» Длиною в жизнь…», где прозвучали его лучшие композиции и любимые песни. Дальше – больше, мы замахнулись на такие сложные джазовые интерпретации и композиции величайших музыкантов, таких как Оскар Питерсон, Билл Эванс, Рэй Браун, Чик Кориа, а это вершина, топ мирового джаза. Сами себе задали высокую планку, как когда-то перед нами ставил задачи Андриян.

Теперь на профессиональной базе джаз-бэнда «Session Club» восстанавливаем тот самый большой состав джазового оркестра – биг-бэнд.

— Что стало решающим для создания Джазового оркестра Якутии?

— Именно «Session Club» и стал решающим. Благодаря долгой совместной работе с музыкантами из оркестра Национального театра танца, Филармонии Якутии, из Государственного театра оперы и балета, Высшей школы музыки РС(Я), появилась возможность возродить большой джазовый коллектив.  «Session Club» в какой-то мере стал той самой ритм-секцией, основой для новоиспеченного Джазового оркестра Якутии «SAKHA BIG-BAND», хоть и пока требуется сменяемость некоторых элементов в составе.

Получается изначально уже был оркестр «TIME BAND», потом он сузился, его очень сильно потрясли, поработали над ним, он окреп и дал новый росток. Здесь так же, как в биологии и другой науке — все взаимосвязано и циклично. Это одновременно, и сложно, и естественно, как в самом джазе, где твои слабые стороны могут стать сильными. Есть даже такой прикол: «Сделал ошибку? А ты повтори ее еще раз, тогда это будет уже не ошибка, а фишка».

Финальное фото участников концерта Джазового оркестра Якутии «SAKHA BIG-BAND»

Надо отдать должное музыкантам из Государственной филармонии Якутии, Театра оперы и балета, оркестра Национального театра танца и Высшей школы музыки РС(Я), многих из них я знаю с детства, которые доверились мне в этом непростом деле, которых интересует профессиональное развитие в джазовом направлении. Надо сказать, что джаз не только в цирке, он также в Якутском музыкальном колледже, в Детской школе искусств, в Филармонии Якутии, но для данного оркестра и на данный момент всё держится только на целеустремленности и энтузиазме нынешнего состава музыкантов. Это я заметил, когда начал писать свою музыку. С коллегами из разных оркестров, в том числе и классических, мы записали несколько эстрадно-джазовых песен и даже выпустили несколько синглов на топовые музыкальные электронные площадки в сотрудничестве аж с лондонским лейблом. Радует, что в нынешнем составе играют опытнейшие музыканты из старого состава оркестра «TIME BAND» — Максим Бордонский и Нюргустан Артемьев (тромбон). Уверяю вас, что музыканты нынешнего состава молодцы — все до единого! Своим внутренним огнем, стремлением к развитию, своей активностью и вовлеченностью в процессы, именно они сделали возможным, реальным практически невозможное, здесь в Якутске, да и еще и два раза, воплотили мою детскую мечту в реальность. Сегодня, сейчас я могу с уверенностью сказать, что они в топе музыкантов Якутии, да и на Дальнем Востоке мало кто может похвастаться таким мощным составом. Музыка — сложнейшее из искусств, а джаз — вершина музыкального искусства. И уже эта Вершина — бесконечна, тут уже нельзя сказать, что ты достиг верхней точки, тут уже открываются другие горизонты и измерения музыки. С чем сердечно поздравляю их всех. Как говорит крутейший музыкант Сергей Манукян: «Нельзя сказать, что ты состоявшийся музыкант, ведь мы все постоянно чему-то учимся друг у друга, и здесь нет предела совершенству…».

 Музыканты симфонического оркестра Государственной Филармонии Якутии

Все ошибки будут учтены, все сильные стороны будут закреплены. Дальше — лучше, больше. Далее планируем делать новые, свои оригинальные аранжировки, покажем публике новых вокалистов, новые программы, возможно организуем свой фестиваль! Наметки есть, очень много есть куда развиваться, в том числе и в этно-джазовом направлении.

 Музыкант симфонического оркестра Государственной Филармонии Якутии Нарыйа Антонова

Также как и для каждого музыкального коллектива для нас стали полезны выезды за пределы республики. В 2020 году я принял участие в молодежном фестивале «Таврида», где познакомился со многими лучшими молодыми музыкантами России. Там же прошел обучение в джазовой школе Игоря Бутмана. Лично познакомиться и пообщаться с легендарным мэтром удалось в Москве и в Якутске в рамках его выступлений во время юбилейных мероприятий 2022 года.

SЕSSION CLUB победитель Первого Всероссийского конкурса джазовых коллективов, 2022 г.

Еще одним серьезным шагом стало участие и победа джаз-бэнда «Session Club» при оркестре Государственного цирка РС(Я) им. Марфы и Сергея Расторгуевых в I Всероссийском конкурсе джазовых коллективов в рамках празднования 100-летия джаза в России,также мы приняли участие в I Международном Moscow Jazz Festival. Все это я говорю к тому, что путь был долгий, но закономерный. За время работы оркестра цирка, рождения и прогресса джаз группы «Session Club», тесного обещания с профессионалами разных поколений накопился опыт, связи и хорошие человеческие отношения с музыкантами. Все это стало почвой, хорошей основой для воссоздания Джазового оркестра Якутии. При должной поддержке со стороны руководства республики, Министерства культуры и духовного развития Джазовый оркестр Якутии «SAKHA BIG-BAND» имеет все шансы стать музыкальной визитной карточкой Якутии. Громко заявит о себе и наш якутский этно-джаз. Как уже сказано ранее сейчас все держится на поддержке со стороны всего коллектива цирка Якутии, лично Сергея Васильевича Расторгуева и энтузиазме музыкантов. Однако для дальнейшего развития джазового искусства Якутии необходима серьезная финансовая, организационная поддержка.

— Егор, благодарю за интервью. Открыла для себя мир якутского джаза. Действительно, пройден большой путь, ваши старшие коллеги оставили интересное творческое наследие, которое обязательно нужно продолжать и развивать. Желаю всем начинаниям Успеха!

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх