Дьяконов Дюлустан: Создаем условия для простых охотников Якутии

Вопросы охоты в эти дни волнуют многих жителей Якутии. Для нашей новой рубрики «Лица министерства» мы поговорили с Дьяконовым Дюлустаном – руководителем департамента охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я). Он рассказал нам про охотничью жеребьевку, борьбу с незаконной охотой, улучшение условий для охотников республики в последние годы.

Дюлустан возглавил департамент в 2018 году. В сфере охотничьего хозяйства он работает с 1997 и прошел путь от инспектора ресурсного резервата до руководителя отдела. По образованию он географ-эколог и юрист.

Как выводится количество квот на охотничьи ресурсы для районов

Работа по государственному мониторингу численности охотничьих ресурсов начинается с января. В первом месяце года начинается подсчет численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета. Территориальные подразделения министерства и охотпользователи во всех охотничьих угодьях по всей республике подсчитывают количество охотничьих ресурсов по их следам на снегу. Легко представить, что это огромная работа в тяжелых условиях, на холоде и в труднопроходимых местах. Инспекторы и охотпользователи составляют карточки учета, затем все обрабатывается и составляется ведомость учета численности охот.ресурсов, на основании которых устанавливается квота по всем районам на предстоящий охотничий сезон.

Следующий этап – обсуждение проекта лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов на предстоящий сезон охоты по всем улусам республики. По итогам обсуждений, проект лимитов и квот направляется на государственную экологическую экспертизу. После экспертизы, по  согласованию с федеральным центром, Главой республики утверждаются лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на предстоящий сезон охоты. Затем происходит самая ответственная часть работы – проведение среди охотников жеребьевки по распредлению разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Жеребьевка и обиженные охотники

Про жеребьевку хотелось бы рассказать отдельно. Мы ее начали проводить с 2020 года. Наша республика ввела систему распределения квот посредством жеребьевки одной из первых в стране. В введении этой системы большую роль сыграли председатель постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии того года Владимир Прокопьев, председатель республиканского общества охотников и рыболовов Закира Иванова. Силами общественников, депутатов и нашего министерства мы претворили эту идею в жизнь.

До жеребьевки люди получали лицензии в очереди, и было много недовольных. Наше здание, можно сказать, брали штурмом, нам часто приходилось иметь дело с обиженными охотниками. Было много жалоб, претензий. Жеребьевка с использованием генератора случайных чисел решила многие проблемы, процесс распределения квот на охот.ресурсы стал более честным, прозрачным.

35% квот разыгрываются по районам, 35% разыгрываются по всей республике, и 30% распределяются среди общественников-охотников, которые принимали участие в учете охот.ресурсов, биотехнических работах – это посев, создание кормушек, создание солонцов. С этого года, эти 30% также распределяются среди добровольцев, участвовавших в тушении лесных пожаров. Таким образом, мы поддерживаем тех, кто своей деятельностью заслужил право на льготные условия.

Тесная работа с федеральным центром для улучшения условий для охотников Якутии

Наш департамент всегда старается поддерживать тесные взаимоотношения с федеральным центром. И эта работа дает свои плоды – в последние годы мы добились увеличения квот на охоту в разы. Ранее, по республике на охот.ресурсы был очень ограниченный лимит. Это было следствием неправильного заполнения карточек по зимнему маршрутному учету, многие карточки забраковывались, а с ними и количество квот уменьшалось. Мы добились значительного увеличения лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов,  по некоторым видам  почти в два раза. Я считаю это большой победой для охотников всей республики, количество этих ресурсов позволяет охотиться на них без урона для их дальнейшего воспроизводства.

Также, мы добились, чтобы начало срока охоты на лосей передвинули с 1 октября на 15 сентября. Условия для охоты диктует сама жизнь в Якутии: в основном среди охотников республики практикуется охота на лося с собаками и лошадьми. Раньше многие охотники уходили охотиться нелегально с 15 сентября. Также появилась возможность корректировать сроки охоты на турпана и устанавливать районы республики, где можно проводить охоту на турпана. Традиционный вид охоты на зайца и куропатку с применением петли раньше был разрешен только в арктических и северных районах республики. Теперь она разрешена на всей территории республики.

Мы запустили программу по изучению Хараулахского барана при поддержке общественной организации “Клуб горных охотников”. Это подвид горного барана в Булунском районе, считается древнейшим видом среди горных баранов. Охота на него может иметь большой спрос среди горных охотников со всего мира, что открывает возможности для развития охотничьего туризма. По результатам изучении численности и биологических особенностей, мы хотим установить оптимальное количество квот добычи, дать возможность якутянам охотиться на него и создать условия для развития охотничьего туризма. В целях изучения Хараулахского снежного барана создана рабочая группа в составе сотрудников Департамента регулирования сферы охоты Минприроды России, ФГБУ “Центр развития охотничьего хозяйства”, нашего Министерства, Интитута биологии СО РАН и членов ОО “Клуб горных охотников”.

Работа с охотпользователями и подготовка к предстоящим аукционам по закреплению охотничьих угодий

В республике действуют 334 охотничьих хозяйств – охотпользователи, на 432 закрепленных охотничьих угодьях. Из них заключено 303 охотхозяйственных соглашений с 231 охотпользователем. В 2020 году в связи с решением Конституционного суда РФ образовалось правоприменительная ситуация, при которой охотпользователям, действующим на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира (коих было большинство в республике) невозможно было установить квоты добычи охотничьих ресурсов на предстоящий сезон охоты. В связи с этим, Департаментом проведена большая работа по созданию условий оперативного заключения охотхозяйственных соглашений. Таким образом, на данный момент большинство охотпользователей переоформили свои права на охотхозяйственное соглашение.

Ведется подготовка к проведению аукционов по закреплению охотничьих угодий. В целях учета интересов местных охотников проведена совместная работа с депутатами Госсобрания РС(Я) (Ил Тумэн), на основании которых внесены изменения в Закон Республики об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов. В соответствии с данными изменениями площадь общедоступных охотничьих угодий в муниципальном районе устанавливается решением представительного органа района и должно быть не менее 30% от площади охотничьих угодий республики.

Нарушения правил охоты, немного цифр

Важная часть работы департамента – это контрольно-надзорные мероприятия для выявления нарушителей правил охоты, проще говоря, пресечение деятельности браконьеров. Рейды проводят территориальные подразделения министерства – это государственные экологические комитеты и инспекции, дирекция биологических ресурсов, лесничества. Рейды проводятся весь год, усиленно – в сезон охоты. Если приводить цифры, в прошлом году по всей республике было выявлено 1800 нарушителей. К административной ответственности привлекли 1574 человека. Наложено штрафа на сумму 1,6 млн рублей. Передано 16 материалов для возбуждения уголовного дела. Хоть цифры кажутся большими, в последние годы случаи нарушений правил охоты заметно снизились. В этом не последнюю роль сыграли принятые министерством меры по созданию более комфортных сроков охоты. 

КМНС и волки

Из проблемных вопросов, с которыми сталкивается наш департамент, можно выделить ситуацию с регулированием численности крупных волков. Их у нас в республике очень много, и они часто наносят урон сельскому хозяйству республики. Ежегодно добывается около 600 волков, тогда как оптимальной была бы цифра добычи более 1000 голов. Огромные территории республики, труднодоступность не позволяют в полной мере проводить мероприятия по регулированию численности волков. В результате работы Департамента увеличился размер субсидии за добычу одного волка до 30 тысяч (ранее было 20 тыс.), установлен порядок получения внеочередного получения разрешения на добычу диких копытных.

Также, вопрос с ведением охоты представителями коренных малочисленных народов Севера остается недостаточно урегулированным. В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», представители КМНС имеют право охотиться свободно, без разрешений. Наше ведомство со своей стороны уполномочено проставлять отметки в охотничьих билетах представителям КМНС, удостоверяющее право охоты без разрешений. Однако, из-за противоречий в определении и правовой нерегулированности этих вопросов, мы до настоящего времени не имели права проставлять данные отметки. В связи с внесением изменений в Порядок выдачи охотничьих билетов, Министерством начнется работа по проставлению отметок, при этом возникает угроза сохранения охотничьих ресурсов, особенно в отношении диких копытных. 

Напоследок

Работа нашего Департамента направлена на то, чтобы создавать условия для охоты простым охотникам:

— проведена работа увеличению квот добычи охотничьих ресурсов, соответственно увеличилось количество разрешений на добычу охотничьих ресурсов;

— установлен справедливый и прозрачный порядок распределения разрешений;

— внесены изменения в Правила охоты, учитывающие природные особенности региона и интересы охотников;

— при проведении аукционов по закреплению охотничьих угодий, будут учитываться интересы простых местных охотников.

Мы тесно работаем во взаимодействии с охотниками, вносим идеи и корректировки, которые бы создавали лучшие условия для охотников. Используя свои полномочия, мы с каждым днем стараемся для того, чтобы условия для охоты были максимально комфортными, чтобы охотникам не приходилось прибегать к нарушениям законодательства.

В планах работы:

— внесение изменений в сроки охоты, учитывающие природные особенности региона и интересы охотников;

— усиление работы с охотпользователями по развитию ими предоставления услуг в сфере охоты;

— создания условий для развития охотничьего туризма;

— совершенствование законодательства по осуществлению охоты на особо охраняемых природных территориях республиканского значения.

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх