Год детства в РС (Я)
Школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов день, а дошкольник – 12 тысяч…
— Без движения ребёнок не смог бы познать окружающий мир, овладеть письмом, трудовыми и спортивными навыками…
О пользе движения для детского организма мы говорим с врачом ЛФК, врачом физической реабилитационной медицины, заведующей отделением медицинской реабилитации для детей №2 Республиканского центра медицинской реабилитации и спортивной медицины Евдокией Васильевой.
— Физическая активность — это то, что может сделать ребенка счастливым, и не только в моменте, но и на протяжении всей жизни, — считает доктор. — Все физиологические процессы в организме связаны с движением. А недостаток физической активности является одной из причин частых простудных заболеваний, заболеваний ЖКТ, нарушений зрения, осанки и плоскостопия, появления избыточной массы тела, снижения работоспособности, ослабления памяти, снижения успеваемости, нарушения координация движений. Двигательная активность – естественная потребность растущего организма ребенка и условие его нормального психофизического развития.
— Как же это происходит?
— Давайте рассмотрим его влияние по органам и системам и начну с нервной системы. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы и её основного звена – головного мозга. В кору головного мозга поступают сигналы от органов чувств и от работающих скелетных мышц. Кора головного мозга одновременно перерабатывает огромный поток информации и осуществляет тонкую и точную регуляцию слаженной деятельности организма. Правильно развиваются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. При этом важно, чтобы мышечные нагрузки были систематическими, разнообразными, достаточно интенсивными и не утомительными для детей. Как видите, даже умственная деятельность невозможна без движения.
Возьмем сердечно-сосудистую систему. Под влиянием мышечной деятельности увеличивается частота сердечных сокращений, ускоряются кровоток и лимфоток, увеличивается объем циркулирующей крови, ликвидируются застойные явления в органах, усиливается метаболизм тканей. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует в организме, а находится в селезёнке, в так называемом «депо». Вовлечение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.
Дыхательная система. Физические упражнения увеличивают поступление кислорода в организм, активизируют функции дыхания, увеличивается жизненная емкость легких, тем самым развивается дыхательный аппарат.
Об опорно-двигательном аппарате. Он состоит из костного скелета, мышц, связок, сухожилий. Костный скелет – это остов, который все держит, а хорошо развитые мышцы, связки являются надежной опорой для позвоночника. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов день, а дошкольник – 12 тысяч. Постоянная тренировка делает мышцы более сильными, а весь организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды.
Кроме того, только во время движения решаются такие важные для развития детского организма задачи:
- Формируется структура нервных волокон. От того, насколько правильно сформированы нервные волокна, зависит развитие структур головного мозга и нейронных связей между его полушариями, а, следовательно, развитие памяти, мышления, внимания, мотивация).
- Развиваются все органы-анализаторы внешней среды, в том числе – вестибулярный аппарат, координация движений и т.д., за счет чего происходит формирование пространственного восприятия, в том числе временных понятий, последовательности событий. Сбои в формировании пространственного восприятия мы видим в ошибках написания букв и слов, в трудностях счета и логических рассуждений.
- Улучшается способность воспринимать информацию. Необходимость сидеть неподвижно во время выполнения задания повышает внутреннюю напряженность ребенка, а возможность двигаться, крутить что-то в руках – способствует ее снижению, повышает концентрацию внимания, что приводит к лучшему усвоению материала. Это особенно важно для младших школьников, у которых процесс становления нервной системы и развитие психических функций в самом разгаре.
Ну, и, конечно, умение управлять собственным телом, ощущение собственной ловкости, проворности приводит к созданию положительного самовосприятия, такие дети более успешно адаптируются к взрослой жизни.