Душа требовала яркого самовыражения: юбилею посвящается
Подарившая «Щелкунчика» Или «Легкое дыхание» Марии Сайдыкуловой
Балет «Щелкунчик», показанный 8 января в Государственном театре оперы и балета имени Д. К. Сивцева-Суоруна Омоллоона, посвящен замечательному хореографу Марии Сайдыкуловой: почти четверть века она была руководителем балетной труппы — с 1997 по 2020 годы, а в эти дни отмечает свой славный юбилей.
Почему «Щелкунчик»? Да потому что именно она, будучи главным балетмейстером, больше двух десятилетий назад перенесла этот чудесный двухактный балет в хореографии Василия Вайнонена на якутскую сцену, подарив это новогоднее чудо не одному поколению детей и взрослых — один из лучших спектаклей в репертуаре театра и одна из первых ее работ радует нас по сей день.
Хотя первой постановкой Марии Сайдыкуловой в качестве главного балетмейстера стал представленный в мае 1997 года балет Е. Неустроева «Сырдык тыын» («Легкое дыхание») по мистическому рассказу Н. Заболоцкого «Мааппа». Исполнителями были Екатерина Тайшина в партии Мааппа, Дмитрий Дмитриев в партии Ылдьаа, Александра Киргитаун в роли Судьбы.
А вот премьера «Щелкунчика» состоялась накануне Нового года — 27 декабря 1997 года. Танцевали тогда наши прославленные артисты: партию Маши — Оксана Абрамова, Принца — Игорь Мясоедов.
До сих пор радует публику балет Людвига Минкуса «Баядерка» — у нас в театре, к счастью, сохранилась классическая версия, ставшая уже уникальной. Она очень интересна и ценна для самих мастеров балета, а ведь во многих других театрах спектакль идет в современной трактовке Начо Дуато. «Баядерка» в Якутске была впервые поставлена создателем балетной труппы Красноярского театра Николаем Маркарьянцем — лауреатом государственной премии Узбекистана и был впервые показан 3 июня 1983 года. А вот спектакль с новыми декорациями Саргыланы Ивановой был возобновлен Марией Сайдыкуловой и дирижером-постановщиком Николаем Пикутским в 2013 году. Кстати, сама Мария в первой постановке 1983 года танцевала партию Гамзатти, а партию Никии исполняла замечательная Ирина Пудова.
В годы работы Сайдыкуловой один великолепный спектакль сменял другой. В их числе «Чурумчуку» — балет по одноименной сказке Элляя на либретто Марии Жорницкой и Серафима Кулачикова-Элляя. Дирижёром-постановщиком был Алексей Унаров, а премьера состоялась 30 июня 1994 года.
До сих пор в репертуаре театра живет балет для детей «Белоснежка и семь гномов» Карэна Хачатуряна в 2-х действиях. Автором либретто и балетмейстером-постановщиком стала героиня нашего повествования Мария Сайдыкулова, а художником — Марьяна Оконешникова. Премьера с участием замечательных артистов Анатолия Попова и Татьяны Алексеевой состоялась 29 декабря 2000 года.
Но, пожалуй, самое примечательное в том, что в период работы Марии Сайдыкуловой главным балетмейстером шло активное сотрудничество театра с легендарным постановщиком Юрием Григоровичем, обогатившем якутский репертуар тремя крупными наикрасивейшими спектаклями — «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта» и «Спартак». Сама идея постановки балетов прославленного хореографа и его приглашения в якутский театр принадлежала директору Республиканского хореографического училища Наталье Посельской, а Мария Сайдыкулова воплощала эту идею в жизнь…
Много интересного о Марии, ее работе в качестве главного балетмейстера и не только рассказал Гаврил Местников, работавший в те годы директором театра, ныне он — председатель Намского землячества и знает о ней и ее семье непонаслышке.
Мария Сайдыкулова в девичестве носила фамилию Колмогорова, и была младшей из пятерых детей известного в республике советского партийного работника Василия Егоровича Колмогорова. Он работал председателем Намского райисполкома, затем был секретарём районного комитета партии. Мать Мария Ивановна, учительница начальных классов, за новаторские разработки обучающих программ имела Орден Трудового Красного Знамени. И Василий Егорович как партийный работник тоже имел свои награды. В своё время он учился в педагогическом техникуме, был очень дружен с известными классиками Якутской литературы Софроном и Семёном Даниловыми, которые частенько наведывались к ним в гости — отдохнуть, поохотиться. Так что дети Колмогоровых росли в окружении творческих личностей и выросли людьми очень достойными.
Маша была дочкой единственной, младшей и, конечно, самой любимой.
Имя старшего брата, Василия Васильевича, известно в республике всем. Генерал-полковник юстиции, он дослужился до заместителя генерального прокурора России.
Вячеслав Васильевич долгие годы работал директором школы в Намцах, слыл человеком очень талантливым, хорошо пел, танцевал, был солистом танцевального ансамбля «Сергеляхские огни».
Алексей Васильевич стал учёным. Кандидат физико-математических наук, он работал в Институте космофизики Якутии.
Иван Васильевич долгие годы работал в комсомоле, партии, в администрации улуса был заместителем главы района, курируя вопросы социального характера. И тоже хорошо танцевал. Когда в 1991 году театр испытывал кадровый кризис, Василий Босиков, на тот момент заместитель Министра культуры Якутии, рекомендовал его кандидатуру на должность директора театра Первому Президенту РС(Я) Михаилу Ефимовичу Николаеву. Василий Афанасьевич полагал, что тот хорошо справится с новой работой и коллективом. Только вот сам Иван от лестного предложения отказался: у него и в Намцах работы было достаточно.
В 60-е годы в Намском районе был создан знаменитый, танцевальный ансамбль «Ньургуhун», которым руководила Розалия Борисовна Кириллова, профессиональный хореограф, работала ранее в Минском театре. По семейным обстоятельствам она переехала в Центральную Россию и в середине 50-х годов получила направление Министерства культуры в Намский район Якутии в качестве хореографа районного Дома культуры.
Её первыми шагами стал набор артистов, которых она — сама ездила — искала по наслегам. Начало 60-х ознаменовано в республике множеством различных культурных мероприятий, в том числе конкурсов и фестивалей, на которых танцевальный ансамбль «Ньургуhун» под ее руководством начал ярко себя проявлять, становясь лауреатами, дипломантами. К большому Республиканскому фестивалю молодёжи Розалия Борисовна подготовила со своими самодеятельными артистами балетный спектакль «Камень солнца». На образ Солнышка была приглашена Колмогорова Машенька, которая училась тогда в начальной школе. И когда команда из Намского улуса участвовала в параде открытия фестиваля, Машеньку-Солнышко в красивом сверкающем костюме несли высоко на руках над головами зрителей — она была символом восходящего солнца.
В те годы в Якутию наведывались педагоги хореографических училищ страны и отбирали детей с задатками на учебу в свои учебные заведения. Так и в Намцы в 1965 году приехали представители Новосибирского хореографического училища и сразу остановили свой взгляд на Маше. Пройдя отбор, она уехала учиться в Новосибирск, а, окончив учебу, стала стала солисткой балета якутского театра. Ей было этого мало, душа требовала яркого самовыражения. И в 1997 году, когда она окончила Балетмейстерский факультет ГИТИСа имени Луначарского и уже имела за плечами такие постановки, как одноактные балеты «Испытание Дамиса», «Ойуун», «Амо и его друзья» и некоторые другие, её назначили главным балетмейстером театра — руководить всеми теми легендарными артистами, которыми тогда восхищалась публика. А в их числе Евдокия Степанова, Наталья Христофорова, Анатолий Ултургашев — поколение первых профессиональных артистов балета.
За годы ее работы балетная труппа заметно расширила репертуар. Появились новые постановки, в том числе, её собственные, оригинальные.
В то время в республике появляется своё хореографическое училище во главе с Натальей Семеновной Посельской — совместно с нею началась деятельность по подготовке кадров и внедрению учащихся хореографического училища в коллектив артистов балета. Балетная труппа росла, выпускники активно участвовали в разных эпизодах больших спектаклей. Вот тогда и было сделано предложение выдающемуся хореографу Юрию Григоровичу поставить спектакли в Якутии.
Вначале в Якутск приехали его помощники — они заинтересовались, увидели труппу, оценили, в каком она состоянии, какие специалисты работают, насколько они профессиональны. И отметили, что да, труппа достойна того, чтобы постановочной работой занялся гений хореографии.
Его главным условием и было наличие в республике хореографического училища — чтобы сменялись поколения, а его спектакли в Якутске не умирали, а жили долгие-долгие годы.
Вначале было «Лебединое озеро», потом «Ромео и Джульетта» и, наконец, «Спартак». Три этих крупных спектакля были поставлены благодаря совместной работе Марии Сайдыкуловой с Юрием Григоровичем.
«Я интересовался у Григоровича, а мы с ним были в добрых отношениях, — рассказывает Гаврил Гаврилович, — как ему работается с нашим балетмейстером. Он же был знаком со множеством звезд балета, как отечественных, так и зарубежных. И вот он отмечал, что Мария Васильевна профессиональна, перспективна и умеет держать труппу. Мало того, у нас были замыслы ставить ещё и дальше… Так что в годы совместной деятельности с заслуженным работником культуры РС(Я) Марией Сайдыкуловой балетная труппа была опорой, большим и крепким крылом театра. Наши артисты стали участвовать во всевозможных конкурсах, фестивалях, завоёвывать призы и звания лауреатов. Балетная труппа гастролировала, получала высокие оценки коллег, завязались международные связи. И сперва наш театр позволил себе организовать фестиваль балета «Северный дивертисмент», а за ним последовал «Стерх», который и сегодня собирает полные залы. Этот фестиваль международного уровня означает, что здесь работает большая серьёзная труппа со значительным репертуаром, исключительно интересными солистами, педагогами, репетиторами и высокопрофессиональным балетмейстером и во многом — заслуга Марии Сайдыкуловой. Эстафета высокого полёта якутского балета сегодня продолжается. И это прекрасная традиция — передача своих лучших человеческих, творческих качеств. А раз так, то с уверенностью можно сказать, что балетная труппа якутского театра всегда будет на высоте».
С юбилеем, Мария Васильевна! Крепкого здоровья и всех благ.
+7 (999) 174-67-82