Душа радовалась: Родной воздух, пьянящее якутское лето…

«БАЯДЕРКА» В ЯКУТСКЕ — СУПЕР!  УНИКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, КОТОРЫМ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ

«Баядерку» в Якутске с удовольствием смотрели и зрители, и критики

НЕОЖИДАННЫЙ ФИНАЛ
На якутской сцене в рамках фестиваля балета «Стерх» прошёл замечательный спектакль с очень интересным финалом, — отметила за кулисами доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой искусствоведения и педагогики искусства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Ольга САПАНЖА (Санкт-Петербург).
За час до спектаклей она очень интересно рассказывает, как всеми любимые балетные спектакли влияли на взаимоотношения государств, и что балеты — это нечто иное, как межкультурная политика.

Посмотрев «Баядерку» на якутской сцене, она отметила: «Такого финала, действительно, нет нигде, и для многих, кто видел другие постановки, это было приятной неожиданностью».
Как, наверное, и то, что у нас это — классический спектакль Людвига Минкуса в хореографии Мариуса Петипа, а в Михайловском театре и на сцене НОВАТа «Баядерка» идет в постановке модного ныне Начо Гуато.

Испанский хореограф и театральный художник даёт усечённую версию, убирая целые музыкальные куски.
— Например, я очень люблю Grand pas во втором акте, где Солор танцует Гамзатти, а у Начо Гуато его нет, — говорит Ольга Сапанжа.

Гуато берёт тем, что ставит спектакли короче обычных — чтобы зритель не успел устать — и делает какие-то яркие нетривиальные ходы. У него везде есть своя фишечка — в «Спящей красавице», «Лебедином озере», «Щелкунчике» «Ромео и Джульетта», «Дон-Кихоте» —   обязательно что-то, чтобы публика порвала свои шаблоны.
Но зритель Якутска готов сидеть до конца в этой красивой классической постановке, где каждый номер завораживает своим великолепием, и еще в награду получает такой совершенно неожиданный финал, которого нет нигде. 

ТРУППА НА ВЫСОТЕ, УРОВЕНЬ АКАДЕМИЧЕСКИЙ, А НЕЛЬЗЯ ЛИ СВЕТ ПОЯРЧЕ?
Осталась довольна спектаклем профессор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Ольга РОЗАНОВА, которая отметила профессиональный уровень якутской балетной труппы, несколько раз особо подчеркнув, что ребята танцуют именно на высоком академическом уровне и в связи с этим пожелала театру стать академическим.

Отдельно она оценила мастерство кордебалета, отметила Марию Кузьмину в партии Гамзатти: «Поздравляю с дебютом, молодец!». Почти для каждого она нашла правильные похвальные слова, а замечания если и были, то столь деликатны, что могли сойти за комплимент. «Оркестр хорошо звучал. Это трудная партитура. Все соло и скрипки были очень выразительны, правда, темпы несколько неожиданны, зато было живо», — эти слова она адресовала дирижеру Максиму Ноговицыну. Особо профессор отметила мужской и женский кордебалеты — «сразу видно, что у якутской труппы хороший состав, и он очень большой, что даже непонятно, где все переодеваются».

И, конечно, Ольга Розанова отметила звёзд НОВАТа — приму-балерину и премьера Новосибирского театра Ольгу Гришенкову и Романа Полковникова в главных партиях Никии и Солора.
«Очень красивая пара. Такой мужественный герой и хрупкая героиня украсили спектакль, он получился интересный и незаурядный».

Единственное, чего не хватило балетному критику, так это свет: «Нельзя ли сделать поярче?».
Эти же пожелания, кстати, высказал директор Национального театра танца им. Сергея Зверева — Кыыл Уола Александр Алексеев. Он полагает, что художник по свету — столь же немаловажная фигура в спектакле, как и художник по костюмам.

НАСТОЯЩИЙ АРТИСТ ТЕМ И ЗНАЧИМ, ЧТО ТАНЦУЕТ ХОТЬ В ЧУРАПЧЕ, А ХОТЬ В СРЕДНЕКОЛЫМСКЕ
Педагог-репетитор и режиссёр-постановщик Государственного национального театра танца им. Сергея Зверева — Кыыл Уола, заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия) Юрий Федоров поделился своими мыслями о том, какими показались ему сибиряки, выступившие в главных партиях:

— Ольга ГРИШЕНКОВА, исполнившая партию Никии — а я вижу её впервые — вызывает такую высокую симпатию! Очень привлекательная, нежная, лёгкая, и видно, что высоко профессиональная артистка. Это прима Новосибирского театра оперы и балета, и уже одно это говорит о многом.

Новосибирский театр — это ведь тоже жемчужина русского балета, после Большого и Мариинского — практически третий театр страны. Выбиться там в солистки не так просто.
Отрадно, что она приехала выступать на родину. Видно, душа у неё радуется:  родной воздух, пьянящее лето, думаю, что она с радостью танцует на якутской сцене.

В Новосибирском театре огромная сцена — самолёт ТУ-154 может развернуться! И огромный зал на тысячу мест. Наш коллектив еще в середине 80-х гастролировал по городам Сибири и выступал в Новосибирске, так что мы знаем, что из себя представляет сибирский театр. Он строился в годы Великой Отечественной войны, был открыт в победном 1945-м, и с тех пор там идут оперы и балеты самого высокого класса.

— А не тесна ли для них наша сцена…
— Знаете, такие крупные спектакли ставят единицы театров, и мы должны гордиться, что наш театр — в этом славном числе. Великая Нина Ананиашвили танцевала на сцене Русского драмтеатра Якутска!
Не каждый вечер удаётся танцевать на сцене Большого театра в Москве! А артист тем и значим, что танцует хоть в Чурапче, а хоть в Среднеколымске. Он должен доставить зрителю удовольствие, и это его ипостась, его кредо, его профессия. Он душой должен танцевать.

Русский балет ведь чем славится? Не тем, что высоко ногу поднимают или бесконечно крутят фуэте. Не этим! А тем, что, как сказал в «Евгении Онегине» Пушкин, это душой исполненный полёт! Артист должен глазами и своей мимикой так донести до зрителя свой образ, чтобы человек засопереживал. Вот это самое главное. А то, что сцена маленькая, не имеет для настоящего артиста балета никакого значения. Даже если это Ла Скала или Гранд Опера, или Большой театр в Москве — не важно, но если на сцене бездарный человек, зритель просто уйдёт, вот и всё. В душе ничего не будет шевелиться.

Вот сейчас, когда танцевала Ольга Гришенкова, люди чуть не заплакали. Это же страшная сцена, когда твой возлюбленный тебе изменяет, сидит рядом с другой, и она, зная, что скоро погибнет, танцует для них. Ольга очень хорошо передала все чувства своего персонажа — Никии.
— А что вы скажете про исполнителя партии Солора?

— Премьер Новосибирского театра Роман Полковников чисто внешне кажется очень могучим. Он молодой, очень уверенный и очень эмоциональный танцор. И очень уверенная у него рука, легко поднимает артистку балета, что для нее очень важно. Одно то, что он премьер новосибирского театра, означает, что это артист высочайшего класса. Это мастер сцены, и я смотрю на него с удовольствием: очень приятный исполнитель, высокопрофессиональный.

РОМАН ПОЛКОВНИКОВ: БОЛЬШОЕ УВАЖЕНИЕ ЯКУТСКУ ЗА ТО, ЧТО ЗДЕСЬ ПРОХОДИТ ТАКОЙ ФЕСТИВАЛЬ
Роман Полковников, который исполнил в балете «Баядерка» роль Солора — одну из любимейших в его репертуаре и репертуаре известнейших русских танцовщиков с мировыми именами, уже был в Якутске много лет назад. Это птица высокого полета, искренний и приятный собеседник с горящими живыми глазами.
— Десять лет назад я привозил на «Стерх» «Шёпот в темноте» — современный прекраснейший шедевральный балет, который мечтаю восстановить, — рассказал Роман. —
Сказать, каким был тот фестиваль, не могу: был сильно занят — нужно было репетировать, ставить свет, всё лежало на моих плечах, я был молод и волновался. Так что, если честно, я практически не видел фестиваля.

Сейчас могу сказать, что «Стерх» — это прекраснейший фестиваль. Мне кажется, он достоин каждого большого города в нашей стране. Большое уважение Якутску и вашему региону, что вы проводите этот фестиваль и что есть такие люди, которые всё это устраивают. Побольше бы такого —  было б больше культуры в нашей стране.
— Вы же в Новосибирске танцуете совсем другую «Баядерку»?
— Да, у нас она идёт в постановке Начо Дуато. Классика, я имею в виду Минкуса и Петипа, она бессмертна. Хоть сколько бы новых шедевров не получилось из «Баядерки» в будущем, первая всегда останется в наших сердцах, и ничто не будет лучше, чем она.
—  У нас постановка лучше?
— Сто процентов. Это классика, и её нужно беречь, уважать, хранить. Видите,  мир, к сожалению, не всегда двигается в хорошую сторону. А тогда, когда были поставлены эти чистые, хрустальные, прозрачные балеты, мир был немного другой — чище, проще, по-настоящему органичный. Поэтому я считаю, что такие балеты надо хранить. И я огромное уважение питаю к таким классическим постановкам.

— Как вам танцуется с Ольгой Гришенковой? 
— Мы с ней уже давно в партнёрстве и, я уверен, зрители видят, что у нас очень тёплый и качественный дуэт. Конечно, был период, когда мы только начинали вместе танцевать, придирались друг к другу. Было много репетиций, мы много разговаривали, но мы очень быстро миновали этот процесс, и сейчас понимаем друг друга с полуслова и техническая часть идёт, как по наитию.
Оля очень красивая и танцевать с ней очень приятно, глаза настоящие, смотрят по-настоящему. И когда они так смотрят, пара в дуэте живёт, а не отдельно танцует. Никто никого не перетягивает, мы сразу попадаем в образ, дуэт, спектакль и друг от друга отталкиваемся. Когда человек честно смотрит тебе в глаза, тебе очень легко это всё отыгрывать и давать отдачу, и она, я уверен, чувствует то же самое.

— Ещё приедете в Якутск?
— Если пригласите, с удовольствием! Еще раз хочу подчеркнуть: такого формата и такого масштаба фестиваль, не смотря на то, что столь небольшой город, вызывает огромное уважение. Я только «за».
— В город выходили?
— Да, мы успели немного погулять: весь день репетиция, потом прогон, и вот уже надо  выходить на спектакль — времени особо не было. Здесь очень тепло. В Новосибирске у нас сейчас реальный холод, ночью заморозки, а в Якутске неожиданно прошёл летний ливень и снова очень тепло. Погода на нашей стороне! Мне всё нравится. Я в восторге от того, что солнце встаёт в половине второго ночи. Это очень красиво и необычно.

Что ж, XI Всероссийский фестиваль балета  «Стерх» ярко зажигает огни якутского театра. Следующий спектакль — еще одна классика: это балет «Спартак», где на сцену снова выйдет Ольга Гришенкова и внимание — артист балета Большого театра, лауреат международных конкурсов и специальной премии танца Бориса Эйфмана Игорь Пугачёв. Еще одно событие, ещё одна маленькая, но полная эмоций жизнь. До новой встречи на балете!

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх