В этом году общественность отметила 70-летие В.А.Штырова, второго Президента Республики Саха (Якутия), видного государственного и политического деятеля России и Якутии. На различных мероприятиях состоялся обстоятельный и содержательный разговор о важнейшем в историческом плане периоде в жизни республики, когда Вячеслав Анатольевич возглавлял наш регион.
При Штырове Якутия первой из дальневосточных регионов смогла заглянуть в ближайшее десятилетие системно. Долгосрочная стратегия развития республики была одобрена Правительством Российской Федерации. Основные социальные и экономические перспективы региона обозначены в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
Большой вклад Вячеслава Анатольевича в сохранение и комплексное развитие сельских территорий отметил известный государственный и общественный деятель, занимавший ответственные посты в руководстве республики, народный писатель Якутии Дмитрий Федосеевич Наумов. На протяжении ряда лет он работал с Вячеславом Анатольевичем бок о бок, участвуя в принятии многих важных и непростых решений, обеспечивших стабильное существование региона.
— Став Президентом Якутии, Вячеслав Анатольевич поставил перед нами четкую цель — разработать республиканскую программу комплексного развития сельского хозяйства. Признаться честно, это была непростая задача. Экономика республики находилась в тяжелом состоянии. Необходимо было в кратчайшие сроки подготовить комплекс антикризисных мер по стабилизации ситуации и найти решение важных для сельских территорий вопросов газификации, дорожного строительства и создания объектов социальной инфраструктуры.
Нас поддержали парламентарии, с особой благодарностью я вспоминаю народного депутата Филиппа Гаврильевича Охлопкова. Его твердая позиция и настойчивость нам очень помогли. В итоге программа стала Президентской и была оформлена в виде закона Республики Саха (Якутия). Мы, члены правительства и руководители профильных министерств и ведомств, каждый месяц отчитывались о проделанной работе. Штыров требовал неукоснительного исполнения принятого объема финансирования.
Вячеслав Анатольевич всегда говорил, что «развитие сельского хозяйства — это важнейший вопрос, который необходимо решить правительству республики. Образование, медицина, культура, жилищно-коммунальное хозяйство имеют определенные источники финансирования. А в нашей отдаленной северной республике заниматься сельским хозяйством, создавать эффективный бизнес очень сложно. Поэтому сельское хозяйство всегда должно быть в центре внимания правительства».
— Какие вопросы по развитию села вы решили в первую очередь?
— В год прихода к руководству Штырова из федерального бюджета на развитие сельского хозяйства мы получили 46 млн рублей. При таком уровне финансирования, если бы республика ничего не предприняла, сельское хозяйство было бы полностью развалено. Поэтому президент счел нужным опираться на возможности самой республики с учетом особенностей нашего северного края. Перед нами была поставлена задача поиска новых путей в этом направлении. Все силы были мобилизованы для того, чтобы остановить снижение показателей, сокращение поголовья скота и продукции сельского хозяйства. Для того чтобы в одночасье не разрушить все, что было на тот момент, нужно было придумать способ поддержки частных хозяйств, которые производили более 60% продукции. Если ранее за литр сданного молока селянину выплачивали 6 рублей, из которых 3,5 рубля подлежало возврату в госбюджет, для покрытия части его расходов мы установили субсидию размером 7,5 рубля. Из этой субсидии заготовитель ничего не обязан был возвращать государству. Требовалось, чтобы субсидия предоставлялась только товаропроизводителям, и для выполнения данного решения в каждом улусе были организованы центры по заготовке и переработке сельхозпродукции. Эти центры и сегодня успешно работают.
Самое главное — отныне средства, выделенные из бюджета, выдавались на безвозмездной основе в виде субсидий. Первый год они сразу составили около 3,6 млрд рублей. Если правильно распорядиться — большие деньги.
Остро стояла проблема долга, накопившегося в течение многих лет. Решить ее сразу в одночасье не представлялось возможным. Поэтому через ФАПК «Туймаада» были списаны ранее накопившиеся долги селян в размере около 3 млрд рублей. Списаны, потому что в противном случае возврат разорил бы селян. Это в очередной раз говорит о том, что Штыров прежде всего заботился о человеке труда.
К 2010 году из республиканского бюджета выделялось уже 8 млрд рублей на сельское хозяйство. По России в то время в целом на все сельское хозяйство выделялось в год 124 млрд рублей. Из них 87 миллиардов шло на покрытие банковских процентов, а оставшиеся 37 млрд рублей распределили между собой более 80 регионов. Представьте, на каком высоком уровне была поддержка сельского хозяйства в нашей республике!
— Что характерно, в программе развития села ставилась задача не только увеличения объемов производства сельхозпродукции, но и качественного улучшения условий жизни на селе. Ведь одно без другого невыполнимо.
— Действительно, одним из ключевых направлений работы стало улучшение жилищных условий селян. Всего за годы руководства Штырова благодаря субсидиям со стороны федерального центра и республики было построено около 20 тысяч домов для работников аграрного сектора и других сельских жителей.
Наиболее значимым направлением стала газификация населенных пунктов. При Штырове был построен подводный магистральный газопровод через реку Лена. Продолжились работы по газификации Намского, Хангаласского, Горного, Вилюйского улусов. С появлением голубого топлива реально улучшилась жизнь многих тысяч якутян. Сельское хозяйство заречной группы улусов получило мощный импульс в своем развитии.
Также ускоренными темпами строились социальные объекты. Вячеслав Анатольевич поставил перед правительством задачу ежегодно строить 10-15 новых школ. Так, из 129 школ, построенных в его бытность президентом Якутии, по моим подсчетам, большая часть была открыта в селах, причем в каменном исполнении со всем инженерным обеспечением. В этих учебных заведениях учатся наши дети и внуки. Он всегда говорил, что школа на селе — это основа. Если есть школа — село будет жить. Поэтому внимание к детям, к их образованию, условиям обучения — было еще одним показателем отношения к селу в целом.
— Дмитрий Федосеевич, как вы считаете, возможно ли в современных условиях развитие села без транспортной, энергетической инфраструктуры, промышленности?
— Невозможно совершенно. Развитие села напрямую зависит от того, какими будут дороги и будут ли вообще, линии электропередачи. Наша республика очень большая, богатая сельхозугодиями, охотничьими и рыболовными угодьями. Но без современных технологий, без транспортной доступности сложно развивать сельское хозяйство. Капитализм признает только товар, значит его нужно произвести, нужно товарное производство, оборудованные цеха. Так мы и действовали. Например, в селе Тюнгюлю сегодня есть перерабатывающий кооператив, работает исправно, по-современному. Продукция продается очень хорошо, люди радуются и довольны.
И я считаю, что крупные промышленные компании должны поддерживать селян. Был очень хороший пример работы промышленных компаний с селом – «Алмазы Анабара» работали совместно с сельскохозяйственными предприятиями. Жители села поставляли свою продукцию работникам алмазодобывающего предприятия. Это была очень хорошо налаженная система.
— Расскажите, пожалуйста, как вы сотрудничали с Министерством сельского хозяйства России?
— Расскажу один яркий пример. В 2006 году впервые в истории Якутии у нас была проведена коллегия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Министр сельского хозяйства и заместитель председателя правительства России Алексей Васильевич Гордеев приехал и лично руководил работой коллегии. И тогда произошло очень важное событие – мы предложили внести изменения в закон о развитии сельского хозяйства. А именно: внести табунное коневодство и северное оленеводство в перечень традиционных отраслей сельского хозяйства. В качестве примера выбрали Оймяконский район. Почему именно Оймякон? Во-первых, потому что это полюс холода, даже установлена стела с надписью «минус 72 градуса». Во-вторых, именно в Оймяконском районе можно подробно ознакомиться с работой хозяйств, которые успешно разводят якутских коров, лошадей и оленей. Члены коллегии Минсельхоза России были воодушевлены показателями коневодческого хозяйства под руководством Николая Винокурова. Удивились выносливости симментальских коров. Командировка прошла успешно. Через несколько дней вслед за членами коллегии я полетел в Москву. Меня встретил помощник Гордеева, который уже успел распечатать фотографии с поездки и рассуждал: «Вот вы говорите, что у вас люди бедно живут. Но вот посмотрите, все они ходят в соболиных шапках. Даже москвичи не могут себе такого позволить…». Я встал и сказал: «Вы сами видели, как далеко они живут от центра. Для того чтобы организовать нашу командировку, я полтора месяца бился с авиаторами. Оленеводам проще сходить в лес, чем приезжать в Якутск за новой шапкой». На что он улыбнулся и сказал: «Ну что ж, якут, нашел что ответить». В тот день Гордеев подписал все наши документы. Так что благодаря тем решениям ежегодно якутское оленеводство получает 50 млн рублей, коневодство — 52 млн рублей.
— Какие ключевые решения были приняты в сфере охраны окружающей среды и экологии?
— Согласно федеральной политике начала 2000-х годов все региональные министерства охраны природы подлежали упразднению, оставались только небольшие управления. Якутия решила действовать конкретно. Мы совместно с министром охраны природы республики Василием Гаврильевичем Алексеевым неоднократно ездили в Москву, подготовили десятки докладов, различных документов, и наш президент Вячеслав Анатольевич Штыров смог доказать, что в такой огромной и богатой на природные ресурсы республике, как наша родная Якутия, обязательно должно быть отдельное министерство. Более того, Министерство охраны природы стало единым природоохранным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию в сфере охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и сохранение биологического разнообразия.
В 2006 году по программе охраны окружающей среды мы ездили в Канаду и привезли первых лесных бизонов в нашу республику. Животные хорошо прижились на новом месте и вскоре начали давать потомство. Спустя некоторое время были завезены еще несколько их сородичей.
Еще одним ярким примером было соглашение с Роскосмосом и Министерством обороны об обязательном вывозе с территории Якутии оставшихся отделяющихся фрагментов ракет-носителей.
Однажды китайская делегация приехала к нам с намерением заключить договор о поставке древесины. На что Вячеслав Анатольевич сказал мне: «Если мы дадим им мизинец, то можем остаться без руки. Не отдавай им ни одного дерева». Так и поступили.
— Как вы можете охарактеризовать Вячеслава Анатольевича?
— Многие считают его промышленником, а он – руководитель общероссийского и даже мирового масштаба. Это тот человек, который в самое сложное время смог выстроить хорошо продуманную общегосударственную стратегию, направленную на преодоление негативных тенденций переходного периода, на социально-экономическую стабилизацию и развитие республики. Его решения поражают своей дальновидностью, мудростью и оригинальностью. Вклад Вячеслава Анатольевича в развитие производительных сил трудно переоценить. Благодаря его организаторскому таланту крупнейшие отрасли – алмазная, угольная, энергетическая, газовая и сельскохозяйственная получили мощный импульс в своем развитии. Неповторимый стиль его работы был для нас, руководителей, его единомышленников, настоящей школой жизни.
Я родился и воспитывался в сельской местности, и я ценю его как человека, который принял верные решения, обеспечившие жизнь якутскому селу. До начала такой системной работы забитых окон на селе было очень много, а сейчас многие семьи уже не заготавливают дрова и не топят печь, живут в теплых и светлых домах. И это радует!