Site icon SAKHALIFE

Дмитрий Коркин: Дьол-көҥүл, народ иһин күүс кыайарынан, сүрэх баҕатынан үлэлииргэ бэлэммин

Лучшее сохранение памяти о Коркине – это изучение и использование в практике его наследия.

Сегодня день рождения Дмитрия Петровича Коркина. Горжусь тем, что мне удалось внести свой небольшой вклад в дело увековечения творческого наследия выдающегося наставника.
14 лет назад меня попросили стать редактором книги о великом тренере, подготовленной его учеником Петром Ивановичем Кривошапкиным. Считаю, что на сегодняшний день это наиболее полное, содержательное и богатое как в биографическом, так и в научно-методическом плане издание, раскрывающее жизнь и деятельность Дмитрия Петровича.
Книга, названная просто и незатейливо: «Опыт подготовки борцов высокого класса. Рукописные материалы заслуженного тренера СССР Д.П.Коркина», вышла, как уже указал, под общей редакцией кандидата педагогических наук, доцента кафедры МБОФВ ИФКиС ЯГУ Кривошапкина П.И.
В числе составителей: кандидат педагогических наук, ректор Чурапчинского ГИФКиС Готовцев И.И., директор Чурапчинской РССОШИ Гуляев Н.Н., Коркина А.С., Макаров С.П., Неустроев Р.В., доктор психологических наук Оконешникова А.П., Пудов Е.В., Уйгуров В.В., Явловский М.А.
Рецензентами стали кандидат педагогических наук, профессор кафедры борьбы РГУФКСиТ, заслуженный тренер Российской Федерации Подливаев Б.А., доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе ИФКиС ЯГУ Портнягин И.И.

Предисловие автора-составителя П.И. Кривошапкина.
Данная книга имеет целью наиболее полно представить деятельность выдающегося тренера Дмитрия Петровича Коркина любознательному читателю. Посещения музея дают представление о его жизни и работе, но истинный объем его жизнедеятельности, все его замыслы, идеи невозможно познать за несколько часов. Мы надеемся, что с помощью этой книги появится возможность досконального, детального изучения и анализа его деятельности с позиций методики тренировок по вольной борьбе, с позиций теории и методики спорта, с позиций педагогических подходов к тренировочному процессу, даже с позиций психологии спорта.


До настоящего времени является актуальным вопрос – почему воспитанники Дмитрия Петровича достигли олимпийских высот, а в настоящее время эта цель стала такой трудно реализуемой. Если разобраться во всех его проработанных конспектах, во всех методах исследования, которые он применял, во всех ответах воспитанников на поставленные учителем вопросы, во всех мыслях, оставленных между строк, в его научных работах, надеюсь, эта трудная цель станет более реальной.
Работая над рукописями Дмитрия Петровича, все больше убеждаюсь, что он смог вывести якутскую борьбу на мировой уровень только с помощью глубоких научных познаний, передовых идей, опережавших время по всем областям теории и методики спорта и конкретно вольной борьбы. Теория, мысль, должна идти впереди, опережать практику, как говорят философы: идея первична – материя вторична.


Полностью проанализировать все его записи, все его научные данные очень затруднительно, ведь он записи делал только для себя, в сокращенном виде, источники конспектов указывал не всегда, материалов исследования очень много, но разобраться, какие данные, как получены и с чем связаны, очень трудоемко, почти невозможно. Так что в данной работе доводим до читателя статьи, черновики научных работ, записи в четырех наиболее подробных тетрадях, настольную диссертацию и часть анкет воспитанников.
Согласно поставленным задачам, мы подаем материал максимально приближенно к источнику, Дмитрий Петрович свои конспекты писал собственными словами, с поправками, замечаниями на якутском языке, так что при переводе, редакции некоторые неточности неизбежны.
Кого заинтересуют оригиналы для более углубленного, собственного научного изучения, могут обратиться в музей имени Д.П. Коркина, куда передан дословный компьютерный вариант записей.
Данная книга выходит на свет благодаря инициативе и материальной поддержке ЧРССОШИ, ЧГИФКиС и ИФКиС ЯГУ.


Выражаю глубокую благодарность Александре Семеновне Коркиной, Анастасии Петровне Оконешниковой, ученикам Дмитрия Петровича – Неустроеву Роману Васильевичу, Макарову Семену Прокопьевичу, а также всем преподавателям ЧРССОШИ и работникам музея Д.П. Коркина, принявшим активное участие в проработке всей массы музейного материала, без их объемной работы данная книга могла бы остаться нереализованным замыслом.

Пудов Егор Васильевич, директор Музея спортивной славы им. Д.П.Коркина:
Дмитрий родился 5 сентября 1928 года в Кытанахском наслеге в семье колхозников Петра Кирилловича и Марии Андреевны Коркиных. В 1934 году Дмитрий с сестрой и младшим братом остались круглыми сиротами. В 1939 году поступил в первый класс Белолюбской (Арылахской) начальной школы. В 1940-1941 учебном году – учащийся второго класса Кытанахской семилетней школы. Во время Великой Отечественной войны чурапчинцев насильственно переселили на Север, Дима с родственниками также перенес эту трагическую эпопею, окончил семилетнюю школу в Борогонском наслеге Булунского района (1948), по возвращении на родину – среднюю школу № 2 города Якутска (1951). Работал воспитателем и старшим пионервожатым в санаторно-лесной школе города Якутска (1951-1952).


Будучи студентом Ленинградского пединститута им.А.И.Герцена (1952-1956), стал кандидатом в мастера спорта СССР по борьбе самбо. По окончании учебы получил специальность преподавателя русского языка и литературы. Перед Дмитрием Петровичем стояла дилемма – или ему, чемпиону города Ленинграда и призеру всесоюзных студенческих соревнований, участвовать во второй половине октября на первенстве страны по борьбе самбо и выполнить заветную норму мастера спорта или же поехать в родную Якутию на учительскую работу. И он без колебания выбрал второе.
Министерство просвещения Якутии направляет его в родной Чурапчинский район. Становится завучем в Ожулунской семилетней школе и преподавателем русского языка и литературы. По приезду на место назначения организовал спортивные секции по вольной борьбе среди школьников и взрослых в селах Ожулун и Чурапча (1956). Переводится учителем физкультуры в Чурапчинскую среднюю школу (1957), а затем становится завучем и учителем физкультуры в Чурапчинской школе-интернате.
Учитывая результативность тренерской работы Дмитрия Петровича, руководству района на базе одного из старейших учебных заведений республики – Чурапчинского педучилища – удалось открыть Чурапчинскую спортивную школу-интернат. В скором времени из числа его воспитанников появились первые призеры и чемпионы различных спортивных обществ, ЯАССР, зоны Дальнего Востока и Сибири, России, Советского Союза, международных турниров, мира и Олимпиады.
Дмитрию Петровичу были присущи не столько приобретенные, сколько дарованные человеку Богом и судьбой такие выдающиеся, по-своему харизматические, морально-психологические качества личности, как:

Exit mobile version