Деятельность Юнганса на посту директора ГТОиБ может привести к непоправимым последствиям – приглашенный дирижер

Евгений Шейко

22 июня приглашенный дирижер ГТОиБ Якутии Евгений ШЕЙКО направил письмо главе республики. По просьбе автора публикуем его текст, так как письмо затрагивает вопросы, представляющие широкий общественный интерес.

Открытое письмо Главе Республики Саха (Якутия) Николаеву А.С.

Уважаемый Айсен Сергеевич!

В Государственном театре оперы и балета Республики Саха (Якутия) происходят события, которые могут иметь крайне негативные последствия не только для коллектива театра, но и для всей музыкальной и театральной жизни региона. Считаю своим профессиональным долгом обратиться к Вам и изложить свою точку зрения на происходящее.

Представление Евгения Шейко в 2019 г. Фото пресс-службы ГТОиБ.

С оркестром, хором, оперной и балетной труппой театра я познакомился в июне 2019 г., продирижировав спектаклями «Евгений Онегин» и «Бахчисарайский фонтан». Коллектив произвёл на меня очень хорошее впечатление своим профессионализмом и нацеленностью на творческий процесс. Я с удовольствием принял приглашение на работу в должности главного дирижёра в сезоне 2019 – 2020 гг. Все вопросы в театре решались коллегиально и достаточно оперативно. Новые постановки, фестивали, гастроли, прокат текущего репертуара, — были спланированы с учётом возможностей труппы, юбилейных дат и других факторов. Не составило труда наладить рабочие и человеческие взаимоотношения с такими профессионалами своего дела, как исполняющая обязанности директора М. Васильева, главный балетмейстер М. Сайдыкулова, главный режиссёр П. Неустроев, главный хормейстер О. Птицына и другие.

Сергей Юнганс. Фото из соцсети.

В октябре 2019 г. директором театра был назначен С. Юнганс. Произошли серьёзные изменения в плане новых постановок на 2020 г. Вместо запланированных премьер оперы Дж. Верди «Риголетто», обеспеченной качественным составом исполнителей, и балета А. Глазунова «Раймонда» в редакции Ю. Григоровича в план были включены эксцентрический балет Г. Гладкова «12 стульев» (перенос из Минского музыкального театра), оперетта И. Кальмана «Сильва» и опера Ж. Бизе «Кармен» в сокращённом варианте (перенос из театра Республики Мари-Эл). Заявленные новым директором названия вызвали многочисленные вопросы. Вместо хореографии великого мастера — весьма средний с профессиональной точки зрения спектакль. Вместо оригинальных постановок — переносы из других театров. Необеспеченные составом исполнителей «Сильва» и «Кармен». Мировая премьера балета К. Герасимова «Благословенные узоры», приуроченная к отмечаемому в июне юбилею легендарного якутского певца и сказителя Олонхо С.А. Зверева, по непонятным соображениям была перенесена на декабрь.

Постановка оперы М. Равеля «Дитя и волшебство» волевым решением С. Юнганса была переведена в камерный формат (80 — 90 зрителей на сцене театра). Это привело к существенному снижению зрелищности спектакля, неэффективному использованию производственных ресурсов (более 120 занятых) и зала театра, крайне низкой доходности. Под предлогом экономической нецелесообразности были отменены намеченные на февраль гастроли балета в Нерюнгри, хотя показ спектаклей в районах Республики является важной составляющей в работе театра. 

Проекты главных специалистов не находили поддержки у директора. В частности, мною было предложено в рамках Пасхального фестиваля в апреле 2020 г. силами театра впервые в Якутии исполнить «Страсти по Матфею» для солистов, хора и струнного оркестра митрополита Илариона (Алфеева). Проект получил благословение автора — митрополита Илариона и архиепископа Романа, мог стать центральным событием фестиваля, но был отклонён директором.

С декабря месяца была приостановлена работа художественного совета театра. Необходимые для нормальной организации рабочего процесса совещания руководства не проводились. На приём к директору по актуальным проблемам не могли попасть даже главные специалисты театра. Сотрудникам было запрещено входить в кабинет директора с мобильными телефонами, что является грубым нарушением гражданских прав. Текущие вопросы решались крайне медленно или совсем не решались.

Прокат репертуара был организован таким образом, что зачастую в январе — марте в наиболее посещаемые зрителем дни (пятница, суббота) спектаклей вообще не было, а оперная труппа значительную часть времени находилась в простое. 

Критичную остроту приобрели вопросы обеспечения материально-технической базы. Из-за отсутствия средств не были произведены плановые закупки струн, тростей, других расходных материалов для оркестра и балетной обуви, что уже в апреле привело бы к приостановке работы театра. В то же время на вполне рядовую постановку «12 стульев» была приглашена постановочная группа из Белоруссии и других городов РФ в составе 6 человек. Для справки: несопоставимая по масштабу и сложности постановка балета А. Хачатуряна «Спартак» была осуществлена 4 постановщиками. 

Не решая вопросы, находящиеся в компетенции директора, С. Юнганс, превышая свои полномочия, активно вторгался в репетиционный процесс, мешая нормальному выполнению руководителями репетиций их функций; без согласования с главными специалистами принимал решения и издавал приказы о назначении постановочных групп и составов исполнителей в новых спектаклях.

10.06.2020 г. во исполнение приказа Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) в театре начата процедура сокращения штата сотрудников. Уведомление об увольнении вручено главному балетмейстеру М. Сайдыкуловой, главному режиссеру П. Неустроеву — многоопытным, нужным театру профессионалам, которые внесли большой вклад в развитие культуры Якутии. Также будет уволен ещё целый ряд сотрудников, в том числе Л. Акимов, квалифицированный специалист, до недавнего времени и.о. заведующего художественно-постановочной частью. Эти решения, принятые директором по согласованию с Министерством культуры, могут крайне негативно отразиться на работе театра.

Сокращая ключевые театральные должности и профессиональных специалистов, С. Юнганс в то же самое время вводит совсем необязательную должность помощника директора, расширяет штат отдела маркетинга, назначает и.о. заведующего художественно-постановочной частью А. Федорова, юриста (!) по образованию.

Согласовав фактический демонтаж института главных специалистов, Министерство культуры наделило С. Юнганса дополнительными полномочиями художественного руководителя. Считаю это решение глубоко ошибочным, так С. Юнганс не имеет музыкального образования, не является специалистом в области оперного и балетного искусства, и в связи с этим не может определять художественную политику театра. Заявленный им перечень новых постановок говорит об очевидной тенденции переформатирования театра оперы и балета в музыкальный театр, что понизит его статус и перечеркнет достижения последних десятилетий. Вынужден также констатировать, что, преуспев в употреблении фигур речи и самопиаре, С. Юнганс на практике не проявил необходимых руководителю качеств. А учитывая полное отсутствие у него управленческого опыта, уместно предположить, что продолжение его работы в должности директора театра может привести к непоправимым последствиям.

Уважаемый Айсен Сергеевич, в Якутии много сделано и делается для развития профессиональной культуры. И очень важно, чтобы крупнейший в Республике театр развивался в правильном направлении, под руководством опытных, компетентных и современно мыслящих специалистов.

Дирижер ШЕЙКО Евгений Борисович 22.06.2020 г.

СПРАВКА

Евгений Борисович Шейко (род. 10 марта 1962) — российский дирижёр, музыкальный педагог. Лауреат премии Нижнего Новгорода

Образование

В 1988 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (факультет оперно-симфонического дирижирования). Класс дирижирования Народного артиста СССР, профессора Геннадия Рождественского; класс фортепиано заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Михаила Соколова; класс инструментовки Н.а. СССР, профессора Николая Ракова

Творческая деятельность

1988—1992 гг. — дирижёр Нижегородского академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина

1992—2013 гг. — главный дирижёр Нижегородского академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина

1993—1995 гг. — художественный руководитель и дирижёр Нижегородского камерного оркестра

1995—2013 гг. — художественный руководитель и дирижёр симфонического оркестра студентов Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки

1992—2011 гг. — музыкальный руководитель Всероссийского фестиваля оперного и балетного искусства «Болдинская осень» (Н.Новгород)

1991—1999 гг. — приглашенный дирижёр Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии

2000—2005 гг. — приглашенный дирижёр Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан

2003 — приглашенный дирижёр Камерного оркестра г. Тэгу (Республика Корея)

2005—2008 гг. — приглашенный дирижёр Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан

2001—2010 гг. — приглашенный дирижёр оперных и балетных фестивалей: им. Л. В. Собинова, «Театры России на Саратовской сцене» (Саратов), им. М. Д. Михайлова (Чебоксары), «Театры России в III тысячелетии» (Самара); оперных театров Челябинска, Перми, Красноярска

2013—2014 гг. — главный дирижёр Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Н.а. СССР Г. Ц. Цыдынжапова

2015—2016 гг. — главный дирижёр Рязанского музыкального театра

2019 – 2020 гг. — приглашенный дирижер Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева – Суоруна Омоллоона.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх