Деятельность института в условиях дистанционного образования направлена на реализацию основных трендов государственной образовательной политики и обеспечение условий для непрерывного профессионального образования педагогических, руководящих работников системы образования Республики. институт располагает квалифицированным персоналом, способным качественно и в полном объеме решать актуальные проблемы, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов для республиканской образовательной системы.
2020 год был непростым для всех образовательных организаций, связанной с глобальной пандемией. С марта месяца институт перешел на дистанционный формат работы по всем направлениям деятельности. С сентября ведется мониторинг КОВИД-19 по сбору сведений о количестве заболевших сотрудников, педагогов ОО, обучающихся и воспитанников; заполняются данные в ФИС ФРДО.
С 1 сентября 2020 года институт запустил онлайн-цикл ежедневных семинаров с целью оказания методической поддержки педагогам, на которых обсуждаются такие актуальные темы, как современные технологии обучения, организация событийного дистанционного обучения, реализация дистанционных технологий в дошкольных организациях, индивидуализация образовательного процесса, также анализируются результаты ГИА. Всего проведено 66 семинаров, на которых прошли обучение 4500 педагогов.
Научно-методическая работа в 2020-2021 году направлена на методическую поддержку профессионального развития педагогов при переходе на дистанционное образование, на подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации в условиях дистанционного формата обучения. Разработаны 4 методических рекомендаций по внедрению дистанционного обучения.
Институт является региональным координатором федерального проекта «+500». Работа ведется согласно специально разработанной ФИОКО «Методике оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся». 11 школ работают по формированию и реализации программ развития ШНОР (школы с низкими образовательными результатами). На сегодняшний день командами ШНОР составлены рисковые профили, проведены самообследования, выбраны направления работы по наиболее актуальным рискам. Для каждой школы проведены индивидуальные семинары и консультации по работе в информационной системе, составлению программы развития, которая должна стать стратегическим документом для вывода данных школ из зоны риска. В этом учебном году начата реализация регионального проекта «Школа: шаг к продуктивности» с Нюрбинским и Верхневилюйским улусами. Выявлены потребности в психолого-педагогической помощи обучающимся и семьям, а также проблемы для оказания адресной помощи классным руководителям. Изучены потребности и затруднения учителей по предметам. Для обучающихся профильными кафедрами института организуются обзорные и онлайн консультации по темам ЕГЭ и ОГЭ, в которых принимают участие сетевые учителя. Руководителям этих школ назначены менторы – директора лучших школ республики, разрабатывается программа совместной деятельности. Консультативно-методическая поддержка проведена в виде вебинаров, обучающих семинаров и онлайн конференций.
В рамках дистанционного образования проведена работа по подготовке и трансляции уроков на канале НВК «Саха». Сняты 164 телеурока, которые доступны на ютуб-канале. На платформе boontar.live разработаны 14 видеоуроков по родным языкам и языкам малочисленных народов РС (Я).
Несмотря на переход в дистанционный режим работы, институт выполнил работы по организации общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики. В мероприятиях приняли участие более 7 тысяч человек: педагогов, родителей, обучающихся.
Большой отклик вызвал Математический диктант, в котором приняли участие 5630 жителей из всех улусов республики, в том числе 49,4% взрослого населения республики. Выполняя задания диктанта, взрослое население получило информацию о содержании практикоориентированных задач школьного курса математики. Проведение Математического диктанта онлайн показало, что семья, обладая определенными математическими знаниями и умениями, жизненным опытом, может оказывать помощь детям в решении многих практико-ориентированных задач.
С переходом на дистанционную работу надо было решать также проблемы работы с дошкольниками. Поэтому институт провел I Республиканский IT-фестиваль-конкурс «Весёлый День Дошкольника». В конкурсе приняли участие представители 14 улусов Якутии. Только из одного Намского улуса участвовали 13 садов, 122 детей, 112 родителей, 61 педагог, отправлено 40 видео-работ (ЭОР). Из Москвы поступило 4 работы, из Кабардино-Балкарской республики — 6 работ. Ежедневно в Якутии смотрели конкурс от 1200 до 2600 человек, а за время конкурса было свыше 45 тыс. просмотров. В создании мини-фильмов и слайд-фильмов приняли участие более 60 детских садов, 300 родителей и 420 детей, воспитанников дошкольных организаций и начальной школы. В итоге у нас есть 181 электронный образовательный ресурс для будущего Депозитария Республики Саха (Якутия).
На республиканском онлайн конкурсе среди педагогов-мужчин, работающих в дошкольных образовательных организациях «Я – педагог», приняли участие 10 педагогов-мужчин. «Молодой учитель года образовательного округа «Заречье-2020» собрал 20 молодых учителей. А конкурс «Две звёзды» инициировал инновационные практики наставничества в образовательных учреждениях, где принимают участие наставник и молодой педагог. В 2020 году в онлайн конкурсе приняли участие 9 пар.
Институт совместно с Арсеном Томским, основателем Ykt.Ru и «inDriver», реализует проект «BeginIT». На первом этапе в проекте BeginIT приняли участие 55 школ (55 педагогов) и 387 учащихся. На втором этапе проходят обучение более 30 школ.
Следует добавить, в 2020 г. представлен пакет документов в Министерство просвещения РФ на конкурсный отбор по созданию Центров непрерывного профессионального педагогического мастерства педагогов. По итогам конкурсного отбора на создание Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников предусмотрено 10 914,70 т.р.Центрбудет открыт как структурное подразделение института.
На текущий год перед институтом стоят задачи:
1. Расширение спектра дополнительных профессиональных программ в соответствии с выявленными профессиональными дефицитами педагогов и проблем образовательных организаций республики.
2. Разработка программы по реализации проекта «Управленческая команда как источник динамического развития муниципальной системы образования»
3. Совершенствование научно-методического и организационно-методического сопровождения реализации федеральных и региональных программ (проектов) развития образования на территории РС (Я).
4. Содействие развитию инновационной инфраструктуры системы образования региона (научное, научно-методическое сопровождение деятельности федеральных и региональных инновационных площадок, научные исследования, публикации по их результатам).