Депутаты Госдумы подключились к прорыву транспортной блокады Ленска
«Я обратился к министру транспорта Российской Федерации с тем, что министерство должно согласовывать транспортную политику корпораций с интересами государства и регионов. Привел в пример Ленск и Талакан. Меня услышали. Надеюсь, ситуация будет меняться», — с таким заявлением депутат Государственной Думы от партии «Справедливая Россия» Михаил Делягин выступил по возвращению в Москву.
В минувшие выходные вместе с коллегой по федеральному парламенту и фракции СР Юрием ГРИГОРЬЕВЫМ он побывал в Западной Якутии. Рабочий визит в Ленске депутаты Госдумы начали с осмотра аэропорта. От имени жителей района работники просили парламентариев помочь в строительстве круглогодичной бетонной полосы взамен нынешней грунтовой, закрывающейся после каждого большого дождя. С учетом того, что автомобильная дорога в Мирный в непогоду также становится непролазной, жители района порою сутками полностью отрезаны от большой земли. Максимум, что может приземлиться в Ленске – это доживающие свой век Ан-24 и Як-40. А в 300 км от Ленска нефтяники отгрохали современный аэропорт, который, по словам Делягина, «может принять хоть несколько тяжелых президентских лайнеров».
Работники аэропорта Ленска рассказали, что туда, в Талакан, в любую погоду возят только вахтовиков, а здесь в Ленске тысячи жителей района вынуждены сверять свой график поездок с метеосводкой. «Разве это государственный подход? Почему нефтяников не обязали построить аэропорт в Ленске, а уже отсюда возить к себе вахтовиков? У них пара самолетов садится, а мы неделями ждем летной погоды», — сокрушались люди. Представитель аэропорта Ленска пояснил: реконструкция полосы, может быть, войдет в программу после 2025 года, что население не устраивает.
При этом аэропорт в Ленске находится почти в идеальных условиях, где роза ветров не мешает взлету-посадке. Если бы была бетонная полоса, то данный транспортный узел мог бы стать стратегическим. К примеру, когда в 2021-м в Якутии бушевали лесные пожары, амфибии Бе-200, присланные для тушения, в сплошном дыму застряли в аэропорту Мирного, в то время, как ленская полоса на сопке была совершенно чистой. Рядом река, где мог заправлять танкеры самолет. Но из-за ограничений по полосе Бе-200 сюда не пустили.
Алексей ЛЕГАНТЬЕВ, житель Ленского района:
— Аэропорт Ленска – это врата не только алмазного края, но и нефтегазовой столицы Якутии. Есть перспектива для его развития. Но люди, чтобы вылететь к месту отдыха, лечения или в командировку, зачастую вынуждены брать билеты из Мирного. В межсезонье и дожди дорога там практически непроходимая. В прошлом году недели две ни от нас самолеты не летали, ни до Мирного доехать нельзя было, из-за тумана встало все движение по реке. Ленчане оказались в полном транспортном коллапсе, и подобная ситуация грозит повториться в любой момент.
Когда идут дожди, люди в Мирный выезжают за сутки, двое. Таксисты собираются вместе и едут колонной, чтобы вытягивать друг друга из грязи. А там и пенсионеры, и многодетные, которые вынуждены снимать по сутки, двое жилье в Мирном, чтобы иметь возможность вылететь.
— Почему, по вашему мнению, власти не начинают реконструкцию ВПП в Ленске?
— С 2016 года наш аэропорт входит в структуру ФКП «Аэропорты Севера». Все прежние программы, а такие составлялись еще с 90-го года, по разным причинам приказали долго жить. Новую пишут, но где гарантия, что реконструкция начнется хотя бы после 2025 года?
Мы задавали членам правительства республики, которые ежегодно приезжают на свои отчеты, вопрос о строительстве бетонной взлетно-посадочной полосы в Ленске. Ответ был примерно следующий: в радиусе нескольких сотен километров от вас аэропорты Мирного и Талакана, пользуйтесь ими. Но в Талакан ведомственная дорога нефтяников, на которую нас не пускают, до Мирного практически вообще дороги нет. Да и разве это справедливо, что район – донор республиканского бюджета — не имеет своего круглогодичного аэропорта?
Заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Юрий ГРИГОРЬЕВ подтвердил, что в 2023-м правительство РФ пишет новую программу реконструкции российских аэропортов. По его мнению, в первую очередь, в нее должны быть включены полосы в Ленске и Олекминске. Парламентарии-справороссы вылетели в Москву с пакетом наказов жителей, среди которых остро стояли вопросы по строительству аэропорта и нормальной проходимой дороги до Мирного.
Очередным обещаниям региональной власти здесь уже давно не верят. Так, ленчане подвели Делягина к камню на месте запланированного физкультурно-оздоровительного комплекса, установленному депутатом Госдумы от «Единой России» Галиной ДАНЧИКОВОЙ еще в 2011 году. Камень зарос мхом и по-прежнему одинок на месте обещанной стройплощадки. Ленчане краской на камне выразили свое отношение к такому обману непечатным словом.
+7 (999) 174-67-82