Дело столовой Дома печати: подробности

Пандемия поставила точки общепита на грань краха. Столовая Дома печати в центре Якутска четыре месяца была закрыта на карантин и возобновила свою работу лишь в конце июня прошлого года. Антиковидные ограничения лишили столовую ощутимой выручки. Руководство предприятия предложило временно приостановить деятельность столовой. Тема получила неожиданный резонанс в якутской медиа-сфере. Ситуацию весьма неоднозначно прокомментировал народный депутат Дмитрий СЕМЕНОВ, по совместительству руководитель ГБУ “СЭТО”. Итоги проверки слухов и фактов вокруг столовой Дома печати — в эксклюзивном интервью с генеральным директором ГАУ «САХАПЕЧАТЬ» Ньургуйааной СТРУЧКОВОЙ.

— Что послужило причиной временного закрытия столовой Дома Печати? Расскажите хронологию событий.

— Мы рады, что судьба нашей легендарной столовой Дома печати волнует горожан. Получили в эти дни столько слов поддержки, одобрения, советов, всем большое спасибо! Причины, по которым закрылись многие кафе и рестораны известны всем: это пандемия и ее последствия. Да, наша столовая временно закрыта. Причина приостановки деятельности не только в потере выручки. Поясню читателям важную деталь: деятельность столовой – внебюджетное направление предприятия, на нее не тратится ни один казенный рубль. В годовом сопоставлении мы ушли в убыток. Образовались долги за коммунальные и эксплуатационные услуги. С марта заведения общепита закрылись на карантин, частично работу возобновили в конце июня в пятидневном режиме. Сократили объемы, упал товарооборот, покупательная способность, снизилась загрузка. Зарабатывали только на обедах, организовали доставку и самовывоз. В выходные простаивали из-за жестких антиковидных запретов на массовые мероприятия. Говоря финансовым языком, ситуация оказалась критической для отрасли.

— Ньургуйаана Михайловна, какое отношение к столовой Дома Печати имеет ГБУ «СЭТО»?

– В оперативном управлении  ГБУ «СЭТО» находится здание Дома печати, в том числе и помещение столовой. Арендуем на безвозмездной основе, оплачиваем «СЭТО» коммунальные и эксплуатационные расходы. Это достаточно  крупные  выплаты. Госучреждения, находящиеся в Доме печати, кое-как сводят концы с концами или влезают в долги из-за высоких коммунальных тарифов.

Если я правильно понимаю, на период ограничений по пандемии в столовой  было  «заморожено»  производство: не было пищевых отходов, соответственно, не было мусора, который нужно ежедневно вывозить, не работали электрические плиты и печки, не было потребления воды и электроэнергии. Почему в таком случае предприятию выставляются счета за не оказанные услуги?

– Без комментариев. В СМИ уже была озвучена официальная точка зрения — «туалет работал».

— О каких суммах идет речь? Какие затраты несет столовая?

– Конечно, я могла бы сослаться на «коммерческую тайну»… Но в данном случае, следует пояснить: основные статьи расходов –это коммунальные и эксплуатационные расходы — примерно 180 тысяч рублей в месяц и  заработная плата — 500-600 тысяч рублей. Плюс расходы на закупку продуктов и налоги. Продукты закупаются через госзакупки, поскольку мы являемся бюджетным учреждением. Коллектив полностью на социальном пакете с выплатой всех страховых взносов, проездных и прочее. Столовая не приносила баснословной прибыли, обычно мы выходили «по нулям». Но с 1 января  2021 года, по вступившим в силу поправкам в Налоговый Кодекс, деятельность столовой попала под общее налогообложение, и вся выручка стала облагаться 20%-м НДС. Возросли и текущие расходы. Требовалась специальная калькуляционная программа, стоимостью около 400 тысяч рублей. Кроме того, необходимо выделить еще одну дополнительную штатную единицу — бухгалтера. С лета прошлого года мы провели консультации с руководителями городских предприятий общепита. Коллеги  признались, что не смогли бы выжить в таких жестких условиях, в которых оказалось наше заведение. Особенно, с 20%-м НДС. Если представители малого бизнеса получили льготы как пострадавшие из-за пандемии, то мы, как бюджетное учреждение, были лишены господдержки, нам не списали платежи за месяцы простоя.

— Обсуждали ли Вы назревающую ситуацию с коллективом?

– Да, коллектив с первых дней карантина был в курсе текущих дел. И выход, который был предложен, обсуждали с ними еще с августа. Представители заинтересованных компаний, разговаривали с всеми членами коллектива, были встречи. Работники задавали вопросы и получали исчерпывающие ответы.

— Как они  восприняли решение о приостановлении деятельности?

– Это был закономерный исход. Мы давно друг друга знаем, у нас практически не было текучки  и в коллективе принято называть вещи своими именами. Все понимают, что от последствий постковидных ограничений  пострадали не только мы, но и сотни предприятий в городе, и тысячи  в стране и в мире. 

— В одном из интервью депутат  Семенов заявил, что давно добивался закрытия столовой Дома Печати. Как Вы прокомментируете его заявление?

– Комментировать точку зрения Семенова не имеет смысла. Это Вам нужно спросить у него самого. Поделюсь тем, каким мы в коллективе  видим  выход из ситуации – это, как мы называем,  план выживания. В самые тяжелые времена для отрасли  мы поставили  вопрос о передаче помещения столовой Дома печати  в оперативное управление «Сахапечать». В этом случае мы могли бы перейти на аутсорс и объявить конкурсные торги (требование для всех бюджетных учреждений), передать столовую в аренду третьим лицам для ведения деятельности общепита. Это существующая практика. Например, столовая мэрии до сих пор работает, потому что в свое время была передана на аутсорсинг  индивидуальному предпринимателю. На нас предварительно выходили компании, желающие обсудить условия сотрудничества. Главным нашим требованием на переговорах было трудоустройство действующего коллектива. Чтобы наши работники продолжали работать на своем рабочем месте, в том же помещении и на той же должности. Конечно, это потребовало бы от нас максимум усилий,  но задача, нам казалась, вполне выполнимой.

— Позиция «Сахапечати» звучит довольно здраво  — не закрывать столовую, но передать оборудование и площадь в аренду третьему лицу. Было ли данное решение согласовано с МИЗО и с курирующим министерством?

– Безусловно. Ведь речь идет, в первую очередь, о коллективе. Проведена большая согласительная процедура. И МИЗО, и Мининноваций поддержали наше решение, принимая во внимание, прежде всего, экономические последствия. Оставалось лишь получить согласие «СЭТО». По сути, дальнейшая судьба 12 работников  столовой Дома Печати  оказалась в одних руках.

—  Что будет с коллективом, если «СЭТО»  будет намеренно тянуть с ответом и откажется поддержать Ваш вариант?

– На все наши письма о передаче помещения в оперативное управление, «СЭТО» отвечает необоснованным отказом. Почему? Пока до конца не ясно. Работники, понимая всю ситуацию, уволились по соглашению сторон, получили полные расчеты в полном объеме. И будут получать заработную плату еще два месяца. Это все, что мы смогли сделать для  них. Мы не отказываемся от заведения и от коллектива. Конечно, это не лучший вариант, но при простое или отпуске без содержания, люди  остались бы без денег. Январь и февраль месяцы мы обозначили для себя как «переходные». При получении согласования «СЭТО»,  коллектив сможет выйти на работу в составе другого учреждения, но в своих родных стенах. В этой ситуации, как я уже отмечала, было важно получить оперативный ответ «СЭТО», от позиции которого непосредственно зависит дальнейшая судьба нашего коллектива. Отрасль общепита в новых условиях претерпевает структурные изменения. Услуга общепита стала менее популярной. Люди перешли на удаленную работу и не ходят на бизнес-ланчи, напрмер, из соображений безопасности или экономии средств.

— В мессенджерах и соцсетях часто публикуют недостоверную информацию, запускают слухи.  Факт-чекинг от SakhaLife.ru: Ньургуйаана Михайловна, были ли нарушены права работников столовой? Направляли ли они жалобы Вам, как своему работодателю, в  профсоюз и суды?

– На счет прав наших работников, могу сказать, что коллектив полностью понимает ситуацию. Что касается жалоб – их мне не озвучивали, не передавали ни в письменной, ни в устной форме. Если бы возникла спорная ситуация, то наши сотрудники обязательно пришли бы ко мне за помощью и советом без посредников. В письмах, с которыми мы обращались с прошлого года в вышестоящие инстанции, во главу угла ставили  главный приоритет – сохранение  коллектива и рабочих мест. Могу предоставить всю нашу переписку, я – за открытый диалог. Мы будем держать вас в курсе событий.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх