Навык чтения как новая проблема XXI столетия
Как не парадоксально звучит наше название, но общество в целом утрачивает навык чтения, приобретенный человечеством с появлением массового книгопечатания, а потом всеобщей грамотности. Не стоит забывать, что чтение – это сложный психофизиолоический, нейрофизиологический и культурный навык, приобретаемый в достаточно молодом возрасте, но главное, постоянно совершенствуемый в течение жизни. Это когнитивное умение действительно позволяет, как и ручное письмо с соответствующей мелкой моторикой, быстро и эффективно развивать интеллектуальный потенциал молодого человека, формируя особую систему освоения, представления и переработки информации.
Технические нововведения, позволившие натурализовать ранее самостоятельно воспроизводимые в сознании конструкции, стали интенсивно “расслаблять” указанные умения, приводя общество к утрате этого полезного навыка – чтения и анализ больших текстов, да и вообще текстов культуры – ее ключевых нарративов. Клиповое сознание – феномен, датируемый с 70-80-х представляет из себя продукт массовой попкультуры, легко манипулируемое в повседневности, стало формироваться с эрой телевидения, а теперь интернета с развлекательным социальным контентом, где требуется “переработка” большого количества многослойной короткой информации визуального и эмоционального содержания, нежели аналитико-текстового.
На днях в Общественной палате Якутии прошел актуальнейший круглый стол, посвященный этим и другим вопросам в рамках проекта “Читающая семья”. Предлагаем вниманию читателей портала видеоотрывки и аудиостенограмму мероприятия. Приятного просмотра!
Вспомним, что в конце 80-х, начале 90-х стали очень популярными так называемые школы скорочтения. Это был первый сигнал о том, что количество информации для общества с каждым годом экспоненциально увеличивается, и ее нужно успевать “проглатывать”, каким-то образом усваивая. Это, что называется, – было первым наступлением информационной революции. Последовавшая в 90-е цифровая революция в корне стала менять обретенные навыки, став гандикапом общего культурного процесса переработки информации. Человек все больше стал полагаться на мультимедиа-сопровождение, машинную память и ее операционные возможности, сильно изменившее прежде хорошо не усвоенный в школе навык читать и аналитически воспринимать большие тексты.
Двухтысячные ознаменовались появлением школ и лабораторий медленного чтения. Таковые появились в российской вузовской среде (смотрите наш подкаст: https://rutube.ru/video/e381682d4c08f77926ce4ace2ec71c57/?r=wd).
Считаем, речь пойдет в скором времени о государственном интересе сохранения навыка чтения среди молодежи и возможного появления школ правильного, эффективного и глубокого чтения, как утрачиваемым человечеством и его культурой навыком, отметим – стратегическим навыком креативного способа мышления, активно подменяемого теперь еще и искусственным интеллектом. Это может привести к новому разелению общества “на классы”.
Психофизиологи уже давно стали говорить о клиповом сознании, невозможности сосредоточиться на одном предмете у представителей современной молодежи, првыкшей с пеленок к аудиовизуальному каналу готового “манипулятивного преставления”.
Вторая проблема, ждущая российское общество – это “Что читать?” молодежи. Есть ли необходимая современная правильная литература, воспитывающая морально-нравственный императив и характер будущего полноценного представителя современного общества, не утратили ли мы под натиском рынка все лучшее, что было в русской и советской, в том числе национальной литературе, доступна ли она? (также смотрите подкаст Академии наук Якутии по теме: https://rutube.ru/video/9ebf512286e103ef4bc6959d5b69577f/?r=wd)
Третья группа вопросов – где читать то, что есть в наличии для чтения как на русском языке, так и на национальных языках народов России, если мы хотим развивать свой национальный Космо-Психо-Логос – наше богатство в форме реального культурного многообразия. Несомненно, это культурная и социально-экономическая проблема, потому что вопрос «как дорого читать сегодня?», находит не утешительный ответ. Книга стоит сейчас в среднем от 500 до 1500 рублей, а недорого приобретенная «электронная книга» (от 100 до 400 рублей), требует очень дорогих «электронных книг-читалок», безопасных для глаз ребенка от 15 000 и до почти 50 000 рублей.
Проблема становится насущной для образовательной системы страны, а обращение к ней внимания со стороны общественности дарит надежды на системный научный подход к ее решению со стороны государства и социума.
Подписывайтесь на каналы и социальные сети Академии наук Якутии: