Site icon SAKHALIFE

Что привело к быстрым переменам? Ответ лежит на поверхности…

Загадки рождения Нерюнгринского района. Часть 2

Дневники историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова.
Обнаруженный организатором историко-краеведческой экспедиции Александром Кошуковым в архивах Республики Саха (Якутия) «Отчетный доклад о работе Тимптонского районного исполнительного комитета за период с начала 1926 по январь 1928 года» абсолютно по-новому раскрыл характер событий, происходивших ровно сто лет назад на юге Якутии.
Во время подробного изучения архивных документов исследователи сделали неожиданный вывод. Они выяснили, что старейшие поселения в районе – Чульман и Иенгра — были основаны, с исторической точки зрения, почти мгновенно – во второй половине 1926 года. Более того, в декабре того же 1926 года был образован Тимптонский (ныне – Нерюнгринский) район! Удивительно, что при этом Чульман и Иенгру разделяют несколько десятков километров. При этом административный центр нового района – факторию Якут (затем — поселок Нагорный) находятся от Чульмана еще дальше, в 120 километрах.

Почему столь отдаленные друг от друга населенные пункты  начали возникать на юге Якутии одновременно друг с другом и с новым Тимптонским районом, который тоже появился на карте Якутии в то же время – в декабре 1926 года.
Участники историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова задались вопросом: какие события в 1926 году, буквально одно за другим происходили на юге Якутии? Что привело к быстрым переменам на этой стремительно преображающейся земле?

Ответ лежит на поверхности: дорога! Если посмотреть на карту юга Якутии, хорошо видно, что все перечисленные населенные пункты  — Якут, Нагорный, Иенгра (до 1977 года — Золотинка), Чульман находятся на одной линии! Более того, примерно через полвека на той же «линии», между Иенгрой и Чульманом, появится сначала поселок, затем город, Нерюнгри. Дорога идет с юга на север, а вокруг – с запада и востока остаются тысячи километров нетронутой тайги.
Таим образом, своим рождением Тимптонский (теперь Нерюнгринский) район  обязан именно дороге. Современное название этой трассы – Амуро-Якутская магистраль.
А кто и когда придумал строить эту дорогу? Чтобы понять это, необходимо обратиться к более глубокой истории, чем исторический для Тимптонского района 1926 год.

До ХIХ века территория Южной Якутии, была наименее освоенной по сравнению с другими регионами. Местное население составляли исключительно кочующие эвенки, жизнь которых была в то время практически оторвана от внешнего мира. У них не было постоянных поселений, а стойбища оказались разбросанными на бесконечных таёжных пространствах, где паслись крупные стада оленей. Оседлое население практически отсутствовало.

В ХIХ веке на юге Якутии были открыты золотые месторождения. Первые прииски на территории были открыты в 1843 году в верховьях реки Олёкмы. Стало приезжать пришлое население, главным образом золотоискатели и вольные старатели. Они же начали строить дороги к золотым месторождениям. В 1870 году золотопромышленное общество «Верхне-Амурская компания» построило Джилиндинский тракт, протяжённостью 105 вёрст,  ставший прообразом будущей Амуро-Якутской магистрали.

Тракт начинался с прииска Джилинда на Амуре и доходил до прииска Николаевский. Далее шла тропа, подходившая к Тимптонским приискам на 240-й версте. По тем временам, этого хватало, чтобы увозить золото.
В 1912 году были проведены первые изыскания от прииска Васильевский до прииска Азовский Тимптонского района. После окончания изысканий и всех необходимых работ с 1915 по 1917 годы до прииска Лебединого (в районе закрытого в 2009 году Нагорного) была проложена колёсная дорога, протяженностью 307 вёрст. Посёлок Большой Невер, через который шёл основной поток золотоискателей, в то время находился при станции Уссурийской железной дороги. У Большого Невера было другое название – Ларинский, по имени золотопромышленника Ларина. Поселок представлял собою типичный по тем  временам приисковый посёлок с торговыми лавочками и китайскими столовыми.
Второй золотоносный район возник в 1896 году в системе реки Учур — правого притока реки Алдан на территории нынешнего Нерюнгринского района. Здесь, в Тимптонском районе, золото начали добывать с 1901 года. Десятки приисков принадлежали Верхне-Амурской золотопромышленной компании. В годы расцвета золотого промысла (1908 — 1911) в южной части Тимптонского района,  в верховьях рек Тимптона и Сутама проживало сезонно до трех с половиной тысяч старателей.
Революция 1917 года и последовавшая за ней ожесточенная Гражданская война заметно охладили пыл золотодобытчиков. Только в марте 1923 года правительство Якутской АССР направило на Алдан первую небольшую золоторазведочную партию во главе с В.П.Бертиным. Она заняла ключ Незаметный (теперь на этом месте находится современный город Алдан) и приступила к работам.
Открытие золотого Алдана в 1923 году и последовавшая новая волна заселения Южной Якутии заставили Советскую власть вернуться к строительству дороги до золотых алданских месторождений. На Алдан снова разными путями и тропами начали пробираться старатели. Двигались гужевым и вьючным транспортом, плыли по рекам, шли пешком.
В мае 1925 года новое советское правительство вернулось к теме строительства автомобильной дороги от Амура через Алдан до Якутска. Управление дорогой находилось в Амурской области. Дорога только называлась автомобильной, потому что собственно автомобилей здесь еще не было. Не было даже лошадей! Поэтому трассу заняли верблюды, доставляемые из Монголии, и олени местных эвенков, для которых, говоря современным языком, «транспортные услуги» — перевозки людей и грузов на оленях — стали важнейшей статьей дохода.

В 1926 году дорога из Амурской области в Якутию  представляла собой невероятное зрелище! Она ещё только строилась, и никто не мечтал об асфальте, мостах и элементарном комфорте. По дороге непрерывным потоком шли грузы. Рядом на одной дороге встретились два несовместимых до сих пор вида животных из разных широт земли – верблюды и олени. Верблюды шли медленно, раскачиваясь и с жалобными стонами. Их нагоняли более привычные к суровой зиме лошадиные подводы и груженные доверху оленьи упряжки. Оленями управляли местные эвенки, многие из которых в то время занимались перевозкой промышленных грузов.
Во время строительства дороги, через каждые 25 километров на трассе стояли зимовья, которые назывались «будками». В будках можно было остановиться, чтобы передохнуть, здесь же ремонтировали появившийся первый автотранспорт.

В связи со строительством Амуро-Якутской автомагистрали, в 1924 году, с одного дома, начинался поселок Нагорный. На фоне отсутствия других поселков,  стать столицей целого района тогда было легко, и Нагорный быстро и легко стал обладателем «столичного» статуса.
Нагорный расположился по обоим берегам верховья реки Тимптон у склона Яблоневого хребта. К посёлку также относились близлежащие (5-15 километров) дорожные будки «Якут», «Новая будка», «Делегатка», «Орочон».
«Расцвет» Нагорного начался в том же 1926 году, когда вокруг поселка было открыто несколько золотых приисков. Через Нагорный гужевым, а затем автомобильным транспортом и сплавным путём по реке Тимптон перевозились промтовары, техника, оборудование для приисков. Прииски были расположены в бассейне верхнего течения реки Тимптон и левого её притока Чульман.
В том же 1926 году, с приходом первых 19-ти постоянных жителей (14 мужчин и 5 женщин) был образован поселок Чульман. Это тоже была своего рода «будка», перевалочная база для строителей и эксплуатационников построенная на трассе. В 1927 году в Утесном была проложена гужевая дорога из Нагорного и проведена первая телефонная линия. Поселок сначала назывался Утесный, позже получив название Чульман по имени реки, протекающей по окраине поселка. В 1928 году Утёсный был переименован в автопункт Чульман, и здесь была образована следующая автодорожная будка по ремонту автомобилей. Слово Чульман образовалось от эвенкийского слова «Чулба», «Чулма», «Чулман» — что в переводе обозначает кремень, кварц, белый камень.
Третьим населенным пунктом на той же строящейся трассе, одновременно с Нагорным и Чульманом, стало село Золотинка (в 1977 году переименовано в Иенгру). Первое упоминание села прозвучало в книге «Список населенных зимних пунктов» статистического управления Якутской АССР, изданной в 1926 году. Первым жителем Золотинки был  неизвестный вольный старатель-копач, построивший в этом месте первый балок. Вокруг это балка Советская власть начала концентрировать коренное население – эвенков.

В уже упоминавшемся документе под названием «Отчетный доклад о работе Тимптонского районного исполнительного комитета за период с начала 1926 по январь 1928 года» говорится о стремлении новой власти закрепить эвенков на постоянном месте жительства. Таким местом в Тимптонском районе была выбрана Золотинка. Эвенков сознательно собирали в одно село в рамках укрупнения и организации хозяйства при Советской власти. Так легче было ими управлять, учитывать человеческие и кадровые ресурсы, организовывать экономическую и общественную деятельность коренных жителей, контролировать процессы обучения и ликвидации безграмотности.
Судя по всему, новые власти и коренные жители в Тимптонском районе достаточно быстро нашли общий язык. В отчёте Тимптонского райисполкома за 1926-1928 годы с удовлетворением отмечается, что «туземцы видят в лице райисполкома, как советского органа, защитника своих интересов, обращаются по всем вопросам в райисполком, охотно посещают созываемые собрания, а также охотно идут навстречу всем мероприятиям райисполкома».
На первом съезде туземцев Тимптонского района, который начался 29 декабря 1926 года, как говорится в отчёте, «тунгусское население впервые было ознакомлено с целями и задачами Советской власти, с правами рабочего при Советской власти, с преимуществами, предоставленными Советской властью туземному населению и со значением перехода от кочевого образа жизни к оседлому».
Судя по документам, под руководством Советской власти переход коренных жителей к оседлому образу жизни продвигался достаточно успешно. В июне 1927 года в Золотинке  была создана первая трудовая артель «для приобщения к коллективному труду». До сентября 1927 года на 80 процентов было сокращено пьянство среди местного населения. Люди начали следить за своим здоровьем, посещать больницу. Заметно выросло количество учеников в школе. Местные жители начали посещать культурные мероприятия. 
В 1929 году в селе Золотинка был построен первый капитальный дом, и в том же году началось строительство моста через реку Иенгра. В 30-е годы Тимптонский район продолжал успешно развиваться.

(продолжение следует)

Уникальные исторические документы: О чем они говорят. 1 Часть-читайте здесь

Загадки истории: На месте сегодняшнего Нерюнгри была Тыркандинская республика?

Exit mobile version