Что было 12 дней с Кариной в тайге, никто не может сказать

О фильме «Карина» рассказала сценарист Мария Находкина

фото Надежды Коротовой

Говорят, фильм рождается трижды: на этапе написания сценария, в процессе съемок и на монтажном столе. Об особенностях работы сценариста поделилась Мария Находкина, автор сценария 12 якутских фильмов, среди которых «Айыы Уола», «Мой убийца», «Кэрэл», «Дьулуур: мас-рестлинг» и «Карина». Мария встретилась со зрителями в рамках Всероссийском акции «Библионочь-2024» в Национальной библиотеке РС (Я). Живой интерес участников встречи, их отзывы показали, что фильм «Карина» удался и тронул за живое всех, кто смотрел. Некоторые вопросы зрителей и ответы сценариста предлагаем вашему вниманию. Есть моменты спойлера. 

-Работая над сценарием, вы встречались с прототипом героини Кариной Чикитовой? Что было на самом деле?

-Я не встречалась с Кариной до самого дня премьеры. На момент событий ей было 4 года, а на момент написания сценария — 11 лет. Мне сказали, что она не любит вспоминать, говорит, что ничего не помнит, во-вторых, это было травмирующее событие. Поэтому особо смысла встречаться не было. И еще не хотелось, чтобы реальный образ затмил тот образ, который мы с режиссером создавали в своих головах. Но я встречалась с консультантами: со спасателями, которые искали и нашли девочку, со следователями, смотрела их видеоматериалы. Помимо общих фактов они поделились своими наблюдениями о том, как вообще бывает: как ведут себя люди, которые заблудились, какая реакция бывает у их близких. Эти сведения легли в основу сценария, можно сказать, что та часть фильма, где показаны поиски — достаточно достоверна. А как и что было 12 дней с Кариной в тайге, я сказать не могу, и никто не может. По мере своих возможностей предположила, что могло бы случиться, основываясь где-то на родительском опыте, где-то на детских воспоминаниях. То есть, это фантазия. А с другой стороны, кино отличается от жизни тем, что оно интереснее, чем наша жизнь. И если документальное кино показывает, как и что было на самом деле, то суть игрового фильма не в пересказе сухих фактов, а в том, чтобы зритель испытал эмоции. Эмоции украшают жизнь. Кино, по сути, это развлечение, мы должны где-то посмеяться, где-то поплакать, подумать, рассердиться и так далее.

-В фильме есть момент, когда оживает лес. Некоторые зрители недоумевали по этому поводу.

-Эпизоды с видениями Карины основаны на детских воспоминаниях: моих и режиссера Марианны Сиэгэн. Когда Марианна болела, ей снилось оживающее дерево. А я в детстве, когда проводила лето в деревне, каждое утро просыпалась на кровати возле окна и смотрела на огромную стрекозу, лежащую между оконными рамами. И мне казалось, что она может увеличиться в размерах еще больше и ожить.

-Движущая сила фильма — это конфликт. Когда добро сталкивается со злом. В фильме «Карина», кто антагонист, кто с кем сталкивается?

-Как такового конфликта, прямого столкновения нет. Я бы сказала, что скорее есть противопоставление мира детского и взрослого, даже чем человека и природы. Страхи взрослого человека, его эмоции, социальные условности, сложности – и детский мир, свободный, но такой хрупкий.       

-Если реакции дедушки в фильме у многих вызвала слезы сочувствия, то поведение матери непонятно. Она получилась безразличной как будто. Почему?

-Образ матери основывался на рассказах следователей. Мы все реагируем на стресс по-разному, к тому же в тот период матери Карины было всего 21 год, по сути, сама ребенок, сильно перепуганный большим вниманием, стрессом от ситуации. И еще нужно учесть, что в фильме не может быть у всех одинаковая реакция, допустим, не могут все герои закатить истерику. Нужны разноплановые реакции, переживания.

-Вы присутствовала на съемочной площадке, да еще и дрессировали собаку Найду для съемок. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями. Всегда ли бываете на съемках?

-Обычно к концу написания сценария я изматываюсь настолько, что с радостью отдаю текст продюсеру и думаю про себя «все, до встречи на премьере». На съемках я почти не бываю, за исключением нескольких дней, больше из интереса. На съёмочных площадках чаще всего тесно, жарко. Оператор, режиссер, звукорежиссер, художник, костюмер, гример, их ассистенты, осветители, актеры, массовка, множество техники и проводов… Все нервничают, стараются успеть сделать свою работу, что-то обязательно идет не так. Съемки фильма это очень изнурительный, сложный процесс. И сценарист тут лишний человек, даже раздражающий иногда.

«Карина» — первый мой фильм, где я работала еще и на съемках.  Мы всей командой уехали в Олекминский улус, так как режиссер решила, что природу южной Якутии в окрестностях города снять не получится. Собака жила у меня пару месяцев до съемок, я готовила ее. Я не профессиональный дрессировщик, просто есть опыт дрессировки своей собаки, которая снималась в фильме «#taptal». Работа с собакой на площадке оказалась гораздо сложнее, чем я думала. Во всех тех кадрах, где собака куда-то бежит, она бежит за мной, а я зову ее и пытаюсь не попасть в кадр. И так, например, 18 раз подряд. Там, где собака лает на белку, я сижу на дереве и подзываю ее. Комары, болото, дым от пожаров (это было лето 2021 года) – все это физически сложно было перенести. И тем удивительнее было видеть работу маленькой актрисы – Софии Прибылых. Конечно, физически ей было сложно. Но еще сложнее – морально. Но она справилась, не зря мы выбрали ее из более чем 300 детей.

-В детстве были ли предпосылки, что вы свяжете свою жизнь с кино? Вы наверняка, много читали? Есть ли в семье творческие люди?

-Да, в детстве много читала. Мама у меня филолог, доктор наук, с раннего детства как-то привила мне любовь к книгам. Дедушка, отец папы, — драматург, заслуженный артист Якутской АССР Илья Иванович Находкин, я его, к сожалению, не застала. Но помню отчётливо момент, когда нашла сборник пьес дедушки, взяла книгу в руки. Я тогда не умела читать по-якутски, но была сильно впечатлена, даже поражена тем, что моя фамилия на обложке, что мой дед — автор настоящей книги.  И наверно тогда и родилась моя мечта – увидеть и свое имя на обложке.

-Что вас вдохновляет, что бы вы написали для себя? И над чем работаете сейчас?

-Меня вдохновляют люди. Не исторические личности, герои и подвиги, а обычные люди и их необычные поступки, события в их жизни. Сейчас нет конкретного сценария, над которым работаю, потому что есть усталость и другие жизненные задачи. А для себя, не по заказу, я бы хотела написать сценарий о любви людей среднего возраста, об их взаимоотношениях.

-Что посоветуете начинающим сценаристам, тем, кто намеревается заниматься кино?    

-Много читать. Вообще литературу и специальную — о сценарном мастерстве, например, чтобы разобраться, как устроено кино в целом. Начать можно с учебника Александра Митты «Кино между адом и раем». Больше смотреть фильмов и соотносить просмотренное с прочитанным в учебнике, анализировать, из чего сделан сценарий. И, самое главное, — практика. Пишите и показывайте написанное другим.  

Смотрите фильм «Карина» во всех кинотеатрах Якутии.

Один комментарий на «Что было 12 дней с Кариной в тайге, никто не может сказать»
  1. Федор 23.04.2024 15:03

    Замечательное интервью, спасибо Sakhalife! Думаю, что фильм Саха создается благодаря одаренным сценаристам с особым менталитетом . Да, действительно, это тяжелый труд сценариста с большой буквы, патриота, знатока культуры, языка, обычаев своего народа, этнопсихолога. Умница, тем более у неё 12 фильмов сценария, как могла всё это творить, восхищаюсь, пора ей дать высокое звание за супер сценарии замечательных фильмов Айыы Уола, Дьулуур, Карина и т.д.

Добавить комментарий

Заполните все поля и подтвердите номер телефона

Подтвердить смс Подтвердить Телефон подтвержден, вы можете отправить комментарий!

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх