Держать руку на пульсе событий
Как театр начинается с вешалки, так Служба спасения начинается с оперативного дежурного. Именно к нему стекается вся информация в первую очередь. В этом маленьком помещении, где часто тревожно звонит телефон, происходит самое важное – поступают вызовы, что кому-то требуется помощь, докладывают о происшествиях, и многое другое. Из чего складывается рабочий день оперативного дежурного, какие важные задачи он решает – в этом материале.
За пять минут
Оперативных дежурных в Службе спасения четыре человека. На данный момент работают Виктория Саввинова, Сахаяна Соловьева, Иннокентий Максимов и Иван Афанасьев. Юлия Ноятова находится в отпуске по уходу за ребенком. Проработавшая долгое время Наталья Митрохина недавно переехала с семьей в другой город. Все они делают одно общее дело, от которого зависит вся деятельность Службы спасения.
На посту в этот день Иван Афанасьев, спасатель третьего класса, он часто заменяет ушедших в отпуск оперативных дежурных, имеет уже немаленький опыт работы.
— То, что я сам спасатель, мне очень помогает в работе, — говорит Иван Афанасьев. – Потому что я сам знаком с ситуацией – по какому случаю какие силы подключаются, нужен ли вылет воздушного судна и так далее. Работа оперативного дежурного состоит в том, чтобы принимать заявления, донесения, звонки от разных районов, городов, из других структур – пожарной части, полиции, «Скорой помощи». Здесь идет Сбор информации о различных ЧС, происшествиях, затем передается дежурной смене.
Время от поступления звонка до начала реагирования не должно превышать пяти минут.
— Когда происходит вызов, выясняешь, что случилось, быстренько берешь адрес, отправляешь туда группу. Параллельно собираешь дополнительную информацию и потом по средствам связи передаешь, — рассказывает оперативный дежурный.
Самое частое – вскрытие дверей
Чаще всего – практически каждый день, поступают вызовы по вскрытию дверей.
— Это довольно частое явление, когда нужно вскрыть двери, — делится Иван Афанасьев. – Если в квартире находится ребенок, или пожилой человек, то существует реальная угроза жизни, и обязательно группа выезжает. Вот сегодня утром был такой вызов.
Пересменка у оперативных дежурных происходит в 9 часов, однако заступающий вновь на дежурство приходит ранее на полчаса, а то и час. Нужно успеть получить всю информацию от предыдущего дежурного – где, какие работы ведутся, либо необходимо передать руководству какую-то информацию.
— Все это в голове перевариваешь, структурируешь и после того, как заступил на пост, можно будет ее передавать кому надо, оперировать этой информацией, — говорит Иван Афанасьев. – Работа оперативного дежурного – это в основном работа с информацией. Иногда «Служба 112» на нас переключает, иногда сами пострадавшие звонят. Бывает так, что звонят очевидцы, что произошло ДТП или другое происшествие.
Один день не похож на другой
Сегодня раздался звонок и сообщили, что на детской площадке рядом с Талым озером ребенок засунул руку между перилами и застрял. Информацию передали другому подразделению — Якутскому поисково-спасательному отряду МЧС, потому что они находились ближе.
Вызовов больше в дневное время. Иногда бывает так, что ни одного вызова за день не поступает, и в районах тоже все спокойно. В основном это в зимнее время – когда нет пожаров, наводнений, народ в лес не ходит. Зима – самое спокойное время, даже по городу бывает мало выездов.
— Самое сложное в нашей работе – когда идет сразу очень большой поток информации, и необходимо ее успеть дифференцировать по приоритетам, и успеть еще при этом доложить всё руководству, — говорит Иван Афанасьев. — Особенно это бывает во время паводка, когда подъем воды всё время колеблется или резко скачет, то телефон звонит «на разрыв».
Необходимо быстро собрать — с какой скоростью идет вода, спрогнозировать, выяснить, какие группы там работают, предупредить их, принимать решение — эвакуировать население, или что-то еще предпринимать.
В такие моменты и дежурный, и старший смены работают совместно и слаженно, чтобы собрать и передать полученную информацию.
Сложно, но интересно
Работа хоть и сложная, но интересная – постоянно что-то происходит, это очень интересно — быть в курсе всех событий.
Хоть и довольно редко, но бывает и так, что благодарят оперативных дежурных.
— Думаю, это потому так редко, что если что-то плохое случается с человеком, то он старается быстрее забыть об этом. Когда спасут, бывает, что приходит благодарность – письмо официальное либо благодарность.
Чрезвычайные происшествия сразу передаются руководству, либо от начальника отряда приходит информация или сообщение, необходимо собрать группу спасателей, скажем, 10 человек, обзвонить их, собрать группу.
Список резервной группы составляется заранее. На вызов с выездом группа собирается либо в офисе, либо в гараже. Инструменты для работы должны быть готовы всегда.
Иван показывает список – это резервная группа по лесным пожарам. Если вдруг возникнет необходимость для привлечения дополнительных сил и средств, то эта резервная группа уже готова.
Когда помощь уже не нужна
Случаи бывают разные, бывает так, что ищут человека, а помощь ему уже не нужна.
Так, Иван рассказал, как на прошлой смене искали в ночь с 15 на 16 июня в местности Ус Хатын девушку. Подруга девушки сообщила, что она пропала в лесном массиве. Смена выехала – начали искать, применяли квадрокоптер и тепловизор. А потом выяснилось, что она вышла по дороге в город и на попутке уехала домой. Дальше этим делом занялась уже полиция.
— Для оперативного дежурного важно такое качество, как быстрота реакции, смекалка — говорит Иван Афанасьев. — Бывает так, что люди звонят — мы заблудились и по телефону стараешься оценить, где они находятся, откуда они заезжали, куда собираются, какие погодные условия, с какой стороны солнце было, когда они заходили в лес. Тут важен навык ориентирования в лесу – представляешь, где они могут находиться. Направляешь так – повернись так, например, чтобы солнце светило слева и направляйся вперед, услышишь гул машин — это трасса, иди туда и так далее.
Умейте пользоваться своим телефоном!
Для оперативного дежурного важно не только уметь оперировать информацией, но и самому обладать необходимыми навыками, чтобы при необходимости суметь помочь по телефону.
Зачастую люди имеют современные телефоны, а пользоваться навигацией люди не умеют, используют только для фото, видео и соцсетей.
— Есть много разных приложений, много разных советов, как определить свое местоположение, если заблудишься, — говорит Иван Афанасьев. — Нужно знать, изучать свой телефон. Когда были в 2021-м году сильные пожары, я делал обучающие ролики. Советую всем научиться пользоваться приложениями не только самим, но и своих знакомых научить. Я давно пользуюсь своим приложением, оно довольно специфичное, называется «Трекер». Здесь можно записывать – нажал кнопку, и весь путь записывается, — по этому же пути можно идти обратно. Существует множество таких, очень удобных в использовании приложений.
Быстро принять решение
— Во время паводка бывают разные случаи, когда люди звонят – дом уже подтопило, самостоятельно выбраться нет возможности. Или охотники, несмотря на запрет, во время паводка выехали на острова, лед унёс их лодку, либо идет густой ледоход, остров затапливает. Бьём тревогу — возникла прямая угроза жизни. Быстренько принимается решение с использованием воздушных судов, либо других средств.
Разговор прерывается звонком.
— Служба спасения, дежурный Афанасьев, — отвечает оперативный дежурный.
Звонит женщина по поводу пропавшего брата в Алданском районе. Он был последний раз на связи первого числа. Заявление нужно написать не только в полицию, но и в Службу спасения, чтобы проводились поиски.
Стрессоустойчивость тоже необходимое качество для дежурного. Бывает очень сильное напряжение – что-то происходит, и все просят информацию. Нужно четко и спокойно все отрабатывать, успевать реагировать, и одновременно давать информацию.
— Сегодня на два часа дня было два вызова, — говорит Иван Афанасьев. — вскрытие двери и на ДТП. Столкнулись две машины на Хатынг-Юряхском шоссе, и два человека были заблокированы — их высвободили и передали «Скорой помощи». Спасатели обучены работать во время ДТП с аварийно-спасательным оборудованием. Алгоритм уже отработанный, те, кто давно работает, инстинктивно уже знает, что делать. Соответственно, это влияет на эффективность работы. Также реагирование бывает разное — например, если это угроза теракта – то обзваниваешь все начальство. Бывает так, что кто-то оставил сумку или пакет, и бдительные граждане звонят – найден подозрительный предмет. Если это вскрытие двери, то просто отправляем группу. Ну и главное в любой работе – оставлять весь негатив на пороге и не нести домой, говорит оперативный дежурный Иван Афанасьев.