«Боюсь за пальцы. Если что-то случается с колесом, я к нему не притрагиваюсь»
«BLACK & WHITE»
Я не жалею, что стал музыкантом
8 ноября — Международный день пианиста
В Театре оперы и балета — четыре концертмейстера, и двое из них работают в Высшей школе музыки. Алишер Салединов, Александра Трофимова, Александра Спиридонова и Алена Давыдова ведут колоссальную, незаметную для зрителя работу, участвуют в концертах, проводят уроки с солистами, играют на спевках, концертах.
У всех четверых за плечами одна школа — Высшая школа музыки имени В. А. Босикова.
— У нас еще та, старая школа, — подчеркивает старший концертмейстер Алишер Салединов.
И это, действительно, весьма существенная ремарка, поскольку их педагогами были именитые профессоры Юнона Михайловна Упхолова и Альбина Ильинична Герасимова, старший преподаватель Галина Юрьевна Попова, — мастодонты фортепианного искусства, предъявляющие требования высочайшие и соответствующий спрос.
По концертмейстерскому мастерству педагогом наших прекрасных девушек была Лариса Сулеймановна Спиридонова, педагогом Алишера — Мария Никитична Григорьева. И та, и другая долгое время работали в театре, то есть они не в теории, а на практике знали, к чему готовить ребят. К тому же, в ВШМ приходили солисты оперы и балета — чтобы иллюстрировать студентам репертуарные произведения. И до сих пор это так и происходит — солисты театра ездят в Высшую школу музыки для подготовки выпускников к работе концертмейстерами.
Чаще всего, если это не концерт, а спектакли, пианисты сидят в яме. Как и другие музыканты оркестра. Они играют в оркестре, работают с титрами, готовят спектакль от и до, репетируя с солистами, и если у них есть партия органа, челесты, фортепиано и так далее, то играют в яме. Смеются: сидим в каморке, нас не видно.
Но в оперетте «Сильва» Алишера подняли наверх: он играл роль тапера. При этом Алёна Давыдова в это же время играла в яме. Таких спектаклей в театре мало: в эксцентрическом балете «12 стульев» тоже стояла такая задача — играть на сцене.
И, конечно, все четверо играют в концертах — ни один без них не обходится. Как недавно, например, «Ночь в театре». И как «BLACK & WHITE» — концерт, специально приуроченный ко Дню пианиста, который пройдет в Камерном зале ГТОиБ.
Мы попросили концертмейстеров рассказать о себе. И вот что у нас получилось.
Алишер Салединов:
— Я с 2013 года служу в театре. Когда учился, то участвовал в конкурсах пианистов, а сейчас для этого нет времени. Разве что вокалисты участвуют в конкурсах и просят им концертировать.
А вот Александра Спиридонова участвовала в конкурсах как пианист.
Постоянно солирующий пианист у нас — Александра Трофимова, она всегда выступает на разных площадках, дает концерты в филармонии — и с духовым, и симфоническим оркестром.
Первый класс я отучился у себя в деревне в Мегино-Кангаласском улусе. Мой педагог — Маркова Светлана Николаевна, ученица Альбины Ильиничны Герасимовой, видимо, почувствовала во мне потенциал, убедила мою маму, что мне нужно серьезно учиться и сама отвезла меня в Якутск.
Мне было восемь лет, когда я оказался в школе-интернате ВШМ, и нужно было сидеть и заниматься по 6-7 часов в день! Было строгая дисциплина и сейчас я ничуть не жалею, что прошел такую школу и стал музыкантом.
Музыка для меня — это мой образ жизни.
А потом я поступил в Красноярскую государственную академию музыки и театра, которую окончил в 2013 году. Там уже, конечно, учиться мне очень нравилось. Там я выступал на разных площадках, участвовал в конкурсах. Пианистов много было, поэтому конкуренция была очень высокая. На втором курсе я поучаствовал на Открытом всероссийском конкурсе молодых исполнителей имени Н.Л. Тулуниной и занял там третье место.
Как отдыхаю? Занимаюсь аранжировками, звукорежиссурой и работаю почти со всей эстрадой Якутии и не только — это и есть мое хобби.
Александра Трофимова:
— Я недавно окончила обучение в Высшей школе музыки, получила высшее образование, и мой учитель Юнона Михайловна Упхолова сама очень любит конкурсы и всё время меня отправляла в них поучаствовать, и я становилась лауреатом 1, 2 степеней. А потом я начала работать и случилась пандемия…
В школе я впервые выступила с оркестром, когда училась в 11 классе. И затем мой педагог постоянно меня отправляла. Год назад, в апреле 2023 года, я выступала вместе с художественным руководителем ГТОиБ Павлом Васьковским в концерте, приуроченном к юбилею нашей Alma mater — гордости республики, Высшей школы музыки им.В.А. Босикова.
А впервые я начала играть на фортепиано, когда еще ходила в детский сад. Серьезно. В 1 классе мама повела меня в Детскую школу искусств, я там проучилась год, и меня перевели в Высшую школу музыки.
Моя мама по професиии медик, то есть к музыке отношения не имеет. Просто она видела, что мне это нравится. Еще в детском саду я выступала в концерте ко Дню матери — там же обычно дети показывают свои таланты, и вот мама меня отвела заниматься пианино просто как хобби, для общего развития. А это оказалось моей профессией.
Любимое произведение? Нет, такого нет. Мне нравится всё! И в детстве — что давали, то и играла. Обычно мы играем в развёрнутые произведения, а там же есть всё: лирика и философия, скорбь и радость, торжество и всё остальное.
В детстве очень быстро запоминались все ноты, только с возрастом стало немного труднее. Наверное, больше стало работы.
Алена Давыдова:
— Мне мама купила инструмент, когда мне было два года. Это был настоящий взрослый инструмент. Фортепиано. И я уже стояла, нажимала клавиши и слушала звуки. Так мама в два года определила мою судьбу. Не скажу, что это была мамина мечта. Просто моя мама — заслуженная артистка Якутии Алевтина Лукинова, работала в Национальном театре танца имени Сергея Зверева.
В Нюрбе я пошла в ДШИ, и первый класс проучилась там на фортепиано, а во втором мы поехали в ВШМ на отбор. И учительница Елизавета Романовна — она сейчас работает директором ДШИ в Нюрбе — за ручку привела меня на прослушивание: «Вот вам девочка хорошая, талантливая. Возьмите!». В ВШМ я училась у Альбины Ильиничны Герасимовой, мне очень нравилось. Никогда у меня не было кризиса, что я не хотела учиться. Разве что во времена студенчества, быть может, и то слегка. Я чувствую, что музыка — моя жизнь, призвание. Я никогда в выборе профессии не сомневалась. Я этим живу. И живу театром. Хотя ничто человеческое мне не чуждо, вот буквально вчера я каталась на коньках.
Высшее образование я получила здесь у Галины Юрьевны Поповой в 2010 году. И я уже работала. Как школу окончила в 2004 году — так начала работать концертмейстером. И постоянно ездила на конкурсы, концерты. Концертмейстер, как оказалась очень востребованная профессия. Правда, малооплачиваемая. В Высшей школе музыки я проработала концертмейстером у всех — у духовиков, у струнников, у медников, у деревянных духовых, — всё прошла.
Особенно любимый мой композитор — если из опер взять, то это Верди. Я обожаю Верди. Вершина оперного искусства — это всегда Верди.
Александра Спиридонова:
— Я родилась в селе Сунтар и с малого детства пела. А мама это заметила — она у меня работала в детском саду, папа — в поликлинике массажистом, — и отвели меня в вокальный ансамбль «Мозаика». И я там год была солисткой, а в шесть лет я пошла в первый класс, и когда окончила, руководитель «Мозаики» Виктория Ивановна Мойтохонова направила меня к Светлане Максимовне Исаевой в Сунтарскую ДШИ на прослушивание. Там обо мне говорили, что я могу легко транспонировать, то есть перенести мелодию из одной тональности в другую. И потом мне подготовили рекомендацию для поступления в ВШМ. Мне было 7 лет, и в Высшей школе музыки я заново поступила в 1 класс.
Вначале по специальности я училась у Валентины Афанасьевны Ларионовой. А с 5 класса продолжила заниматься у Галины Юрьевны Поповой; по концертмейстерскому классу — у Ларисы Сулеймановны. Высшее образование я получила у Галины Юрьевны, а окончила вуз в 2017 году.
В 2016 году у нас был Международный фестиваль-конкурс «Север. Классика. Бетховен», где я заняла 3 место.
Мне всё нравилось в учёбе. И даже когда педагоги делали замечание, мы понимали, что надо не обижаться, а работать над этим.
Я росла очень активным ребёнком, но держали часы. Пока не отработаешь, не идёшь гулять. А помимо этого же есть и другие занятия — обычные предметы. У нас инструментов было всего два, а в коттедже мы жили по восемь человек. То есть надо было ждать, пока освободится инструмент. А если инструмента не хватает, идёшь в другие коттеджи искать свободные. Норматив у нас был такой — 4 часа в будни, а в выходные — 6 часов.
В подростковые годы мне казалось, что не хватает времени на себя, какой-то свободы, а с годами это прошло. Конечно, боюсь за пальцы. Я же ещё за рулём, и если что-то случается с колесом, я к нему не притрагиваюсь. Лучше кого-нибудь позову на помощь.
Вот какие у нас работают концертмейстеры — молодые и прекрасные. Жизнь для них — вечная музыка. Рояль и театр. Приходите в театр разделить эту музыку с ними!
С Днем пианиста! С праздником, друзья!
Ждем вас в Театре оперы и балета 8 ноября!
+7 (999) 174-67-82