Нарисованный мир нового «Щелкунчика»
«Нынче мы с экранов телевизора вообще не сходим! В неделю аж по два раза нас показывают! Никогда такого еще не было», — смеются художницы, не отрываясь от огромного — чуть не с мой рост — воздушного зефирного торта, сдобренного взбитыми сливками и украшенного тончайшими нежнейшими розами с золотыми листьями и гроздью ванильного цвета виноградин размером с хорошее яблоко каждая. Что за фантазии?! Как же! Балет «Щелкунчик» на дворе, а этот спектакль особый, волшебный. Никогда такого еще не было, правда. Вот потому и показывают. Чтобы чудо его рождения не пропустить.
И мне интересно.
— Да у нас уже все готово! — говорят девушки, а сами еще крутят в руках цветочки, от настоящих не отличишь. А с ними и Саргылана Иванова, главный художник Государственного театра оперы и балета имени Д. К. Сивцева-Суоруна Омоллоона. — Всё декорации уже на сцене, а это — последние штрихи.
А я — нет, не за декорациями заглянула в производственные мастерские. А к ним, к этим феям-волшебницам, погружающим вас в прекрасную атмосферу — усладу для зрительских глаз.
Три этажа — три мира
Производственные мастерские, как здесь шутят, это нижний, средний и верхний миры олонхо. Внизу — столярный и слесарный цеха, где мифический кузнец Кудай Бахсы плавит свое серебро, и дерево послушно рукам умелых мастеров.
В среднем мире художники вдыхают в вещицу жизнь прикосновениями мягких рук и кистей — без этого предмет не имеет ни души, ни характера.
На третьем этаже производственных мастерских сидят небожители и создают прекрасное — все в пачках, органзе и бисере.
И все художники среднего мира — прекрасные рисовальщики, чудесные живописцы, и в каждом — своя особинка.
Сказочная страна
«Щелкунчик» — это чудесная история про волшебный мир, который рождается доброй фантазией, а создается золотыми ручками. Неслучайно над спектаклем работают столь именитые мастера. Сардана ФЕДОТОВА — художник по костюмам, сценография — Саргыланы ИВАНОВОЙ, главного художника ГТОиБ. И конечно, в художественную часть очень подробно вникает сама Екатерина ТАЙШИНА, которой, как хореографу и режиссёру, очень важна тесная работа с художником — чтобы было взаимопонимание и совпадали вкусы. Тогда в процессе работы рождаются новые замечательные идеи.
Сотрудничество с художником по костюмам Сарданой Федотовой началось с оперы-олонхо «Ньургун Боотур», где она создавала интересные сложные костюмы. Помните, конечно, эти невероятные крылья?! Так вот Тайшиной важно — когда костюмы такие сложные — чтобы вначале появились они, потому что хореография ставится именно на них, с учетом их сложности. Стерхи Сарданы Федотовой получились очень красивые, и Екатерина Тайшина пригласила художницу на современный этнобалет «Сияющий камень». А после захотелось с ней поработать именно в классическом балете, и для нее, театрального художника по костюмам, эта работа была в новинку и необыкновенно интересной. Это первый опыт балетной классики Сарданы Федотовой, открывший для нее совсем другой мир: у балетных костюмов — своя специфика, ни на что не похожая.
Какие костюмы у нее получились — предстоит оценить маленьким зрителям. А это очень сказочная, практически кукольная одёжка: шикарные гусарские мундиры, расшитые золочёными шнурами — для маленьких солдатиков храброго Щелкунчика. Серые солдатские мундиры — для огромного мышиного войска, превосходящего куколок по количеству, силе и наглости.
Потрясающие живые куклы появляются в золотой карете по мановению волшебной палочки дядюшки Дроссельмейера в роскошном фраке, схожем с оперением черного ворона.
В новогоднюю ночь за окном беспрестанно идет снег и сыплют самые красивые в мире снежинки в блестящих одежках… А огромные мыши так и хотят сгрызть всех прекрасных кукол с новогодней ёлки…
Воздушные как сливочный крем платьица сшиты — для жителей Конфитюренбурга, для Розового вальса.
Это же страна сладостей! Потому костюмы ассоциативно напоминают разные вкусности. Китайский танец — это зелёный чай, и по костюмчиками сразу видно, что это зелёный чай. А Испанский танец — шоколад, притом очень вкусный, кофе со сливками…
Оба «Щелкунчика» в одни руки
Художник-декоратор Ангелина ТИМОФЕЕВА пришла в театр 1 декабря 2002 года. Это важно, потому что тогда как раз готовили премьеру балета «Щелкунчик». Представляете?! 23 года назад!
И это был треш: работали без выходных, швеи строчили ночами, все были в стрессовом состоянии: к Новому году спектакль должен был уже радовать ребятишек. Ангелина же только заглянула в театр…
«Вы можете уже завтра выйти на работу?» — только у неё и спросили. И всё. И понеслось!
С основной работы пришлось отпроситься. «Это сейчас у нас так много работы, — успокаивали новенькую, — потому что премьера. Потом будет легче…»
И вначале Ангелина работала совместителем — без выходных, а потом и вовсе перешла в театр — насовсем. Понравилось.
Декорации были мягкие, очень красивые, живописные — рисовали их на хлопчатобумажной бязи от всей души! Ёлка была невероятно хороша и технически выполнена очень интересно: она не поднималась, как это стали делать позже, а очень красиво раскрывалась под чарующую музыку Петра Ильича.
И теперь, в новом спектакле, всё тоже красиво, но это уже совсем другая технология. В ней много объёма: аппликации, шитьё, цветы в 3D… И главное — волшебная елка растет!!!
Это далеко не картинка из книги. И не шкатулка с двигающимися фигурками. Это пространство, где реальность так тесно переплетается с нереальным, что трудно отличить одно от другого.
Рисовать Ангелина любила с детства. Окончив худграф Хабаровского педуниверситета, она вернулась в родную Кобяйскую художественную школу, первой выпускницей которой была, только теперь в совсем другой ипостаси. Впитав в себя уроки своего талантливого учителя, она сама стала прекрасным педагогом. Ведь её наставником был один из первых профессиональных художников улуса Петр Сметанин, брат писателя-фронтовика Тимофея Сметанина, автора знаменитой повести «Егор Чээрин» о якуте-снайпере. Петр Егорович всю душу, весь свой талант и знания вложил в своих птенцов.
В театре Ангелина тоже работает с молодежью — потому что умеет! На практике учит студенток АГИКИ, которые помогают в работе над спектаклем.
Однажды, несколько лет назад, с ней случилась любопытная история. Для балета «Двенадцать стульев» она сделала «башню Татлина». Как раз в те времена она занималась с «архитектурными детками» и ездила с ними в Пензу на международный фестиваль архитектурно-художественного творчества имени Татлина, где участникам вручили на память макеты знаменитой башни-феномена.
«Башня» Тимофеевой — 7 метров в высоту, 5 метров — в ширину. Чтобы повторить все завитки и спирали «визитной карточки конструктивизма», выверяла всё до миллиметра. В газете об этом вышла целая статья. И в конце намек: приезжайте, мол, архитекторы, посмотреть, как делается «башня Татлина».
Приехали.
Заодно приобщились к балету.
Кукольная Фея
Мария ЯДРИХИНСКАЯ пришла в театр в 1981 году, когда он располагался ещё в здании Свято-Троицкого собора, который теперь замурован строительными лесами. Мама, Домна Георгиевна, работала в театре бухгалтером, поэтому неудивительно, что первым театром в жизни девушки стал именно музыкальный.
Живописи Мария училась у знаменитого Николая Николаевича Иннокентьева — учителе учителей. Потом набиралась опыта на сувенирной фабрике «Сардана» и в Национальном театре танца Якутии, где была главным художником и работала над спектаклями как художник-постановщик. Добрую службу для неё сослужила стажировка в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя, поэтому и теперь с Саргыланой Ивановой, главным художником ГТОиБ, Мария Ядрихинская на одной волне.
В Театр оперы и балета Мария вернулась в 2009 году. Смеется: пришла, как новенькая.
Особинка Марии — куклы. В 90-е годы она была первой, кто стал делать авторские ростовые куклы. Вместе с ней этим увлеклись Светлана Андросова, тоже работавшая в театре, и бутафор Русского драмтеатра Лариса Иванова — мастер золотые руки.
Король мышей в прежнем «Щелкунчике», у которого три головы; Чысхан со Снегурочкой у театральной елки; Чеширский кот в балете «Алиса в стране чудес» — творение рук Марии и ее команды. А ведь надо было продумать форму так, чтобы человек там был внутри, и ручки-ножки у него двигались.
Я смотрю, как она шьет эти зефирные украшения для торта: драже, ягодки, обтянутые тканью вкусного конфетного цвета, розы с золотыми лепестками и даже, кажется, ощущаю их вкус…
Полвека — за театр!
Василиса БУРЦЕВА — старший декоратор. В этом году у нее юбилей: 45 лет в театре — с 1980-го года, когда она пришла на работу в объединение «Якуттеатр», существовавшее с 1970 по 1983 годы. Еще не было разделения на оперу, драму и цирк, и все обитали вместе в старой церкви.
Сама Василиса — Усть-Алданская, в семье все — люди творческие. Легендарный скульптор Раиса Бурцева, составившая Золотой фонд якутского изобразительного искусства, приходится Василисе родной сестрой.
Отец — выдающийся мастер хомуса и кузнец, учитель по призванию Николай Петрович Бурцев. Мама стихи сочиняла, очень хорошо шила, вышивала.
Заслуженная артистка ЯАССР, выпускница первой якутской национальной студии 1955 года Аксинья Адамова — её свекровь: ее сын Николай стал Василисе мужем. Аксинья и привела невестку в театр.
Путь в театр не был таким безоблачным, как может показаться. Выпускница 1979 года Якутского художественного училища, выпестованная Исаем Капитоновым, основала в Верхневилюйском районе художественную школу. Там в ней случилось несчастье: упала под пол и отбила почку. Так Василиса снова оказалась в городе — под присмотром врачей, и больше отсюда — никуда. Театр стал родным домом на всю жизнь — все молодые и хорошие годы прошли в этих стенах.
Оценил сам Юдашкин
До Юрия ЛУКИНА художником-модельером работала знаменитая на весь город Людмила Остапец. А Юрий — молодой, яркий, амбициозный — появился здесь в 2020 году и стал в команде художников одним из самых молодых.
Он не только интересный модельер, но еще и блогер с большим количеством подписчиков.
Я застала его за «чёрной», вернее, за «серой» работой: он полоскал покрашенные для Мышей из балета «Щелкунчик» перчатки. Ну нет у нас в продаже мышиных перчаток! Пришлось красить и сушить на батарее. Причем самым тщательнейшим образом — чтобы эта «серость» не осталась потом на руках артистов.
У самого в голове уже «Травиата» — опера, к которой он в кратчайшие сроки должен сделать костюмы. Спектакль очень большой, сложный, на минимуме его не пройдешь.
Впрочем, Юрию не привыкать. Помните реалити-шоу «Подиум» для начинающих дизайнеров и модельеров, которое транслировалось на канале «Пятница» в 2018 году? Первым испытанием для конкурсантов стало создание комплекта одежды за 3 часа из любых предметов, находящихся в комнате особняка, где проходили съёмки. Лукин сшил кимоно, которое назвали одной из лучших работ этого задания.
Передача была рейтинговая, рамки жёсткие, условия стрессовые: на изготовление платья давалось от трех (!) до пяти часов, и за это время нужно было собрать полноценный образ в соответствии с заданием.
Юрий прошел восемь из двенадцати серий.
Уходил, и его возвращали.
Ну а постоянным судьей был известный модельер Валентин Юдашкин.
И, кстати, до работы в театре Юрий делал для артистов концертные платья. Он не может сказать, сколько их было. Много. Платья от Лукина появились почти у всех, в том числе и у известных эстрадников.
Наследная страсть к рисованию
Художниками в театре работает семья Орестовых — Индилена, внучка прославленного баса Ивана Степанова и его супруги Татьяны, которая до недавнего времени работала старшим художником.
Сергей Орестов — муж Индилены — работает и параллельно получает в АГИКИ профессию режиссёра. Как говорит, для расширения кругозора. С этой же целью он выучился еще и на экономиста. Вместе с Алексеем Петровым Сергей оформлял для «Щелкунчика» карету с куклами, торт, — все сложные конструкции. Только представьте себе, какая потомственная чудо-художественная семья! Все художники!
Самое забавное, что дедушка Иван Прокопьевич, художник по первому образованию и по сути своей, мечтал, чтобы Индилена стала музыкантом.
Индилена — это имя, производное от двух северных рек — Индигирки, откуда родом мама, и Лены, где родился папа Ньургун. Так вот. Чтобы мечта дедушки осуществилась, в раннем детстве девочку отдали в Высшую школу музыки на фортепиано, но нет! Она всегда мечтала рисовать — как дедушка с бабушкой. Поэтому оставила музыку и поступила в художественное училище, где встретила свою вторую половинку. После училища, где оба учились у Евдокии Романовой, Индилена, мечтая работать во МХАТе, прошла стажировку в прославленном театре. Но родные стены всё же позвали домой.
У ребят порастают три чудесных малыша, и бабушка Татьяна Георгиевна помогает с ними водиться. А Иван Прокопьевич часто дает им профессиональные советы, которым молодые внимают с почтением и удовольствием.
Двести метров строчек Софии
У Сони ЯКОВЛЕВОЙ столько дипломов! Педагог, экономист, управленец персоналом… Свой главный диплом — театрального декоратора — она получила, уже работая художником, когда Туяра Иванова открыла в Якутском художественном училище спецкурс. Там ее непосредственный начальник — главный художник театра Саргылана Иванова была одним из педагогов. И вот теперь она в прямом смысле слова зашивается — работы у нее очень много. Надо сшить: 72 метра кулис, четыре падуги по 14 метров каждая. Подвернуть с обеих сторон ткань на восемь колонн по семь метров на каждую. Причем ткань уйдет внутрь колонн, чтобы рассеивать свет. Плюс к этому — шторы, отдельные части к торту… Много!
Помогает Соне художник-оформитель Мария АЛЕКСЕЕВА, которая обычно вяжет театральную сетку для крепления декораций, но когда премьера, и работы невпроворот, работа над сеткой приостанавливается. Впрочем, сетка для, «Щелкунчика» давно готова и уже на сцене. Так что можно и утюгом поработать, разглаживая сделанные Софией швы.
Рабочие штаны художника
В каждом, кто здесь работает, есть что-то неповторимое. Все творческие, с огоньком и фантазией. Сестры Айталины Барчаховой — художники, модельеры и сама она — не без выдумки. Каждый спектакль —новая заплатка на ее джинсах в виде сердечка из гипюра, блесток, бархата и прочих шелков. Штаны получились дизайнерскими. Не хватает только сердечек с «Щелкунчика».
Руководство смотрело на них с прищуром: как ни зайдет, штаны всё краше и краше, блестючее и блестючее. Точно те самые или другие уже?
Кстати, лет пять назад театр впервые стал использовать такие мастериалы — с блестками, стразами, яркие, переливающиеся. А раньше ткани были совсем простыми.
Но вот после «Риголетто» штаны художников были далеки от совершенства. Пропитанные насквозь штукатуркой, они могли стоять сами по себе: замок-то делали каменный! И штаны такими же получились — каменными.
Адская была работа.
Цветы в ладонях
Туйяра ПОПОВА окончила Намское педучилище и работает художником-оформителем. Но еще она мастерица со вкусом и большая модница. На отворот обычной вязаной шапки она методично нашила сотню блесток — чтобы превратить ее в неповторимую.
Тонкое запястье Туйяры украшает шикарный браслет из булавок. Теперь можете представить себе, каким было якутское пальто, сшитое в традиционном стиле?! Неудивительно, что оно было представлено на выставке, проходившей в стенах театра, и стало его украшением.
Вообще все театральные выставки раньше проходили через ее руки: они и подписи делали, и клеили, и манекены одевали. Про Туйяру говорят: быстрая.
Никогда не скажет: «Нет, я не буду!». Надо было для балета «12 стульев» красить огромные страусиные перья в разные яркие цвета — красила. Надо огромные цветы на грандиозный торт для балета «Щелкунчик» — пожалуйста! Притом из лоскутков.
И они растут прямо в её ладонях.
Ледяной «Щелкунчик»
Алексей ПЕТРОВ вырос в театре: здесь на скрипке в симфоническом оркестре играет его мама — Ирина Петрова. А ее сын — дизайнер, живописец, мастер ледовых скульптур и автор ледяного «Щелкунчика», которым любовались горожане этой зимой. И не только.
В 2024 году Алексей вместе с художником Василием Камшилиным участвовали в Международном фестивале-конкурсе снежно-ледовых скульптур «Волшебный лёд Сибири», который ежегодно проводится в Красноярске.
Ледовые скульптуры создавались по мотивам произведений Чайковского, и якутские художники выдвинули свою версию «Щелкунчика», став лауреатами 2 премии.
А вот для Якутска друзья сделали совершенно другого «Щелкунчика», не повторяясь. Они дважды успели поучаствовать Международном конкурсе ледовых и снежных скульптур «Бриллианты Якутии» — одну скульптуру поставили на площади Орджоникидзе и две — в Ледовом парке на 202-м микрорайоне.
Для театра, готовящего премьеру балета «Щелкунчик» был сделан новый эскиз, над которым друзья работали сообща.
Чтобы придумать что-то оригинальное, они специально ушли в полное погружение «Щелкунчика»: пересмотрели старый советский мультик, постановки в Большом театре и Мариинском, поработали над эскизами.
Когда в Якутск пришла весна — скульптуры начали таять от слепящего солнышка, но от этого стали как будто хрустальнее.
Как хрустальная музыка великого Петра Ильича — наше достояние.
Зато спектакль уже готов показаться зрителям.
24 и 25 апреля Государственный театр оперы и балета им. Д. К. Сивцева-Суоруна Омоллоона совершит подношение гению русской музыки на его 185-летие со дня рождения — новый балет «Щелкунчик» в постановке яркого хореографа Екатерины Тайшиной.
Это будет незабываемо!