Андрей Борисов: Благодаря Алисе я полюбил балет!
Андрей Борисов: Благодаря «Алисе в стране чудес» — я полюбил балет!
Два дня Государственный театр оперы и балета имени Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона жил премьерами детского балета «Алиса в стране чудес». Его фойе и Закулисье были наполнены ожиданием чуда и настоящей праздничной суетой. Где-то за сценой маленькие чудесные ёжики гримировали свои крошечные носики, улыбался во весь рот и строил рожицы мартовский заяц, а Красная королева затягивала корсет. Она вообще-то Червонная, но дети — маленькие зрители театра, а теперь и его верные поклонники — сразу прозвали ее Красной. Пусть. Она для них такой и запомнилась: пусть и злюка, но очень уж яркая!
Ах как же повезло этой девочке Алисе оказаться в волшебной Стране чудес! Столько совершенно невероятных приключений она пережила за это короткое время! Всего-то полтора часа, а умудрилась помочь Картам красить красной краской белые розы, попасть на удивительное чаепитие со Шляпником, Мышкой Соней, которая сиживала за столом прямо в чайной чашке, веселым и немного сумасшедшим Мартовским Зайцем, встретиться с Гусеницей и распутать нити кокона, чтобы увидеть прекрасное превращение в чудесных бабочек, побывать в целых двух королевствах, в том числе, в Зазеркалье, сыграть в крокет при помощи фламинго…ёжиками и стать пешкой в опасной шахматной партии, обрести верного друга в лице шахматной фигуры — Белого рыцаря, разнять и помирить смешных братьев Тру-ля-ля и Тра-ля-ля, спасти от падения с высоты спящего Шалтая-Болтая и на краю шахматной доски спасти своих друзей от гнева Красной королевы и меча Палача.
Вот сколько событий! Они развивались динамично, одно за другим, и были очень понятны и интересны абсолютно всем детям, невзирая на возраст — и крохам дошкольного возраста, и второклашкам, и детям постарше. А уж как смеялись взрослые, удивляясь превращениям — и морю пролитых Алисой слёз и раздвоению Чеширского кота….
Примечательно, что многие юные зрители впервые открыли для себя эту девочку Алису — они еще так малы, что взрослые даже не рискнули им читать произведение Льюиса Кэролла. Но приключения этой девочки, которые произошли с ней на сцене, произвели такое сильное, яркое впечатление, что они уже снова захотели в театр. А ведь многие впервые пришли на балет и он стал для них открытием на всю жизнь. В балет так и надо влюбляться — с детства. И с таких красивых сказочных спектаклей, сыгранных потрясающими артистами якутского балета вместе с маленькими звездочками — учащимися Якутской балетной школы.
Прелесть «Алисы» в этих замечательных детских впечатлениях. И не только. Это ведь еще и совершенно оригинальный спектакль, либретто к которому написал Владислав Левочкин, директор театра, и который поставила главный хореограф Екатерина Тайшина. Зрители были в восторге от невероятных по своей красоте шикарнейших костюмов и декораций, над которыми работала главный художник Саргылана Иванова. Оригинальна и музыка — ее специально к этому балету сочинил московский композитор Руслан Мурсякаев. Она прозвучала впервые в эти дни в исполнении замечательного оркестра театра под управлением Павла Васьковского. И знаете, совершенно влюбила в себя вместе с героями спектакля. Пронизанная Кэролловским духом, музыка как нельзя лучше помогала воспринимать то, что происходит на сцене.
На втором премьерном показе 15 декабря в театре побывали народный артист России Андрей Борисов и композитор Руслан Мурсякаев, которые поделились от увиденного и услышанного своими впечатлениями.
Очень скромный Руслан Мурсякаев
— Мой педагог по композиции меня всегда ругал, когда я говорил, что мне вообще нравится то, что я написал. «Ну ты, — говорил, — очень «скромный»». А я просто считаю, если тебе не нравится то, что пишешь, то тогда зачем ты этим занимаешься? И в этом балете, на мой взгляд, воплотилось всё, что я написал.
— А вы ТАК себе это представляли?
— Разумеется! Музыку такой и представлял, правда, иногда мне чуть-чуть не хватало динамических нот.
А вот что касается балета — тут я в полном восторге. Честно скажу, я не так себе это представлял. Но то, что я увидел, превзошло все мои ожидания. Я-то шёл от либретто, от сценарного плана, у меня был точный хронометраж и ремарки, мы с Екатериной Тайшиной много обсуждали, что надо сделать по действиям. Но то, как всё это воплотилось, было неожиданно. Всё очень здорово! Мне очень нравится.
— Как вы думаете, стоило бы этот наш спектакль вывезти в Москву?
(Напомню читателям, что фамилия Мурсякаева уже звучала в Большом театре России и в Мариинском театре в связи с якутскими показами оперы-олонхо «Ньургун Боотур» в Дни вхождения Якутии в состав Российского государства).
— Конечно, спектакль уникальный — такого больше нет нигде. Но видите ли, моя задача заключалась в том, чтобы сочинить музыку к балету. А что касается показов в других городах — это решать самому театру.
Наши спектакли куда круче столичных
Народный артист России Андрей Борисов:
— Да, я считаю, что наши премьеры обязательно нужно делать в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Вот это балет «Алиса в стране чудес». У меня, когда я смотрел, возникло ощущение, будто я в Мариинке или в столичном театре. Хотя, честно признать, столичный театр — далеко не мерило. У нас спектакли бывают куда круче, чем в столичных театрах. Я знаю это наверняка. В опере и балете, конечно, работают какие-то другие, чем в драматическом театре, критерии (там актёр или актриса могут сделать так, что спектакль превратится в мировой шедевр): всегда есть момент сравнения с вершинами исполнительского мастерства. А здесь этот спектакль «Алиса в стране чудес» — совершенный эксклюзив, музыка к которому написана московским композитором Русланом Мурсякаевым. Специально для якутского театра. Это событие. И смотрите, в нашем театре эксклюзивы становятся традицией: в минувшем сезоне нашими мастерами был поставлен балет «Сияющий камень», и музыку к нему специально написал Кирилл Герасимов. Полностью эксклюзивный спектакль!
— И кстати, это обстоятельство подчеркивала известный балетовед Ольга Розанова, отмечая как особую ценность создание оригинальных спектаклей. Не каждый театр может этим похвастать. А в целом какое впечатление произвел на вас этот балет?
— Я очень полюбил балет! Мне было совсем не скучно, а весело, красиво, интересно и радостно. Костюмы какие удивительные! Очень понравились все — и начну с малого — ёжики. В зрительном зале большинство зрителей были дети, и они так смотрели и слушали, что я этому поразился. Вот как происходит настоящее искусство — когда дети так внимательно смотрят. Это успех. Поздравляю весь коллектив с большой удачей и большим событием!
Прониклись любовью к чудаковатым жителям хрупкой страны
Для директора театра Владислава Левочкина премьера балета «Алиса в стране чудес» — праздник вдвойне. Это не первая его работа в качестве либреттиста, но здесь на большой сцене дебютировала его дочка Леночка. Кто знает, может, это будущая балерина?
Вот какими чувствами он поделился в соцсетях:
— И композитор, который создал эксклюзивную музыку для нашей премьеры, и хореограф-постановщик балета Екатерина Тайшина, и художник-постановщик Саргылана Иванова настолько погрузились в чудесный мир «Алисы» (в котором, чем дальше, тем чудесатее), что добавили в него гораздо больше, чем это было в либретто.
Я думаю, что то, что получилось, это прекрасно. И совсем не потому, что я сам в этом принял непосредственное участие. Родился удивительный спектакль, проникнутый живой любовью и сопереживанием к чудаковатым, но не бессердечным жителям хрупкой страны, в которой не всегда мирно уживаются несколько королевств.
И эта любовь ощущалась во всем: декорациях, реквизите, костюмах, прическах, видеоконтенте, и, конечно, в образах, которые удивительно интересно, с куражом, представили артисты балета. Особые слова благодарности обаятельным ёжикам и миленьким пешкам Якутской балетной школы, из которых одна мне особенно дорога.
Благодарю всех, кто разделил с нами радость, тревоги и волнения рождения нового спектакля! Живи, «Алиса», радуй своими приключениями детей и взрослых! До скорых ближайших встреч на сцене нашего театра!
+7 (999) 174-67-82