Алиса на пуантах танцует теперь и в Якутске!
Полный аншлаг! Звучит увертюра – симфоническая музыка в живом исполнении оркестра. В театральном зале все – от мала до велика – завороженно наблюдают за ожившими героями всемирно известной сказки, влекомые в волшебный мир фантазий. Мы на премьере спектакля «Алиса в Стране чудес» в Государственном театре оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона 14 декабря 2024 года. Потому как в музыкальных театрах страны авторские постановки для детей – большая редкость, это заведомо радостное событие, большой праздник для театра и подарок для зрителей!
Открывается занавес, и мы попадаем в чарующий мир музыки, танца, молодости, яркой и щедрой театральной выдумки, одаривающий чудом неповторимого высокого искусства. Именно так звучит спектакль, поставленный по знаменитой книге английского автора Льюиса Кэрролла. Написанная полтора века тому назад, сказка давно стала классикой, и на протяжении всего этого времени вдохновляет режиссёров, художников, музыкантов, хореографов. По её мотивам создано множество фильмов, компьютерных анимаций, театральных постановок, мультфильмов, песенных произведений, мюзиклов, балетов и даже видеоигр, как у нас в стране, так и за рубежом.
История девочки по имени Алиса, которая попадает в волшебную страну, полную чудес, воодушевила и авторов нового двухактного балета в собственном музыкально-драматургическом прочтении и сценической интерпретации. Это директор театра Владислав Лёвочкин (автор либретто), главный балетмейстер Екатерина Тайшина (хореограф-постановщик), главный художник Саргылана Иванова (художник-постановщик), художественный руководитель и главный дирижёр Павел Васьковский (дирижёр-постановщик).
Совместными усилиями единомышленников сотворено роскошное представление-феерия на музыку московского композитора Руслана Мурсякаева, специально написанную для якутского театра. В результате напряжённой и действительно творческой работы родился живой остроумный спектакль, который оставляет целостное и образное впечатление обилием красивых оживлённых картин, сменяющихся планировок, живописных групп и художественных комбинаций. Тайшина, поставив уже немало спектаклей, вновь подтвердила в себе два гармоничных начала: хореографический и режиссёрский дар в многонаселённом балете с множеством персонажей, в котором занята вся балетная труппа и 25 учащихся Якутской балетной школы им. Аксении и Наталь Посельских.
В постановке, отображающей выдуманный мир и фантазии английского писателя-математика, нет прямого пересказа сюжета сказки, всех фабульных ходов, но воплощён её дух, воссоздана атмосфера Страны чудес. Зритель полностью погружается в сказочное действо, наблюдает за невероятными метаморфозами, чудесами, приключениями героев, и всё это – в великолепном балетном исполнении и сопровождении впечатляющих визуальных эффектов. Общий профессиональный уровень труппы придал премьере спектакля атмосферу настоящего балетного праздника.
Пластический танцевальный мир героев спектакля – это мир вольного, свободного, полного неистощимой фантазии бытия танца. В нём – простор для всплеска эмоций, раскрытия богатой палитры чувств и их личностных проявлений. Неординарность балетмейстерского «я», одно из главных качеств Тайшиной – умение сочинять изобретательную, креативную хореографию с авторским своеобразием, которую претворяет с изяществом и вкусом. Танцевальный язык здесь технически насыщен, в нём много прыжковых элементов, вращений, воздушных поддержек. Но всё это естественно подчинено динамичности танца, образным характеристикам, игровым моментам.
Спектакль в стиле фэнтэзи полон постановочных находок, неожиданных решений и превращений. Алиса — Анастасия Платонова, следуя за Белым Кроликом — Павлом Необутовым, сквозь кроличью нору попадает в перипетии фантастических приключений и встречает самых разнообразных персонажей и странных существ, таких как Чеширский Кот, Безумный шляпник (Н. Попов), Мартовский заяц (С. Прокопьев), Мышь Соня (М. Калларбаева), Палач (С. Местников), Гусеница (А. Скрыбыкин) и многих других.
Как нельзя лучше подходит к образу Алисы Анастасия Платонова, отлично справившаяся с ролью главной героини: она романтична, добросердечна, женственна и беспредельно искренна в проявлении чувств. Танцуя восьмой сезон, одарённая солистка уверенно набирает ведущий репертуар и находится на высоком взлёте мастерства.
Способность Тайшиной мыслить пластически и хореографическая образность получают исчерпывающее выражение в партии Червонной королевы — Венеры Федотовой. Прекрасные внешние данные, отточенность в позах, движениях рук, уверенность как в технике, так и в актёрской подаче образа с собственной интонацией, подтверждают право на лидерство. Живо и гармонично разыгрывают свои роли солисты и премьеры труппы: Сарыал Афанасьев — Белый рыцарь, Владимир Данилов — Червонный валет, Валерий Аргунов — Белый король, Ксения Лукина — Белая королева, Екатерина Никитина — Чёрная королева.
«Истинный, единственный, вечный сюжет балета – это танец», – в справедливости этих слов Т. Готье убеждаешься, когда видишь сольные, групповые танцы и массовые сцены, мастерски выстроенные с помощью выразительных средств действенного танца. Хореограф блестяще создаёт целую серию богатых по фантазии картин, где классический танец органично сливается с элементами современного, гротеска, наделяя всех героев характерными движениями, особым лексическим языком. При этом одно из важных качеств Тайшиной – умение довести свой замысел в работе с артистами до желаемого, их азарт и точно найденные пластические и актёрские краски в игровых сценах – тому свидетельство.
Неотделима от хореографии магическая видеосценография с взрывом красок и цвета, замечательные образные костюмы сказочных обитателей, исполненные со вкусом и вниманием к штрихам и деталям, подчёркивающих особенности характера того или иного персонажа. Всё это способствует полному погружению зрителя в многокрасочный мир чудес, с зелёными лужайками и садами, морем и шахматной доской.
Художнику удалось изобретательно сотворить зрительный образ волшебного спектакля, праздничную атмосферу и фантастическое видение мира в целом.
Верным союзником танца всегда выступает музыка. Рождённая как образное отражение мира героев сказки Кэрролла, она стала основой танцевального пласта спектакля – с современными звуковыми мирами в сказочной оправе. В овладении сложным музыкальным материалом, заложенным в партитуре спектакля, артисты оркестра добились слаженности и выразительности исполнения. По слитности, единству дыхания музыка жила в согласии со сценическим действием.
Исследователи многих поколений и даже философы, психологи называют произведение Льюиса Кэрролла необычной, философской сказкой, а то и вовсе «нелепой и странной», и до сих пор ищут в ней скрытые, тайные, закодированные смыслы. А он, наверное, в том, что надо просто окунуться в мир волшебства, где всё возможно, уметь предаваться фантазиям, никогда не переставать удивляться и верить в чудеса, ведь в мире нет ничего невозможного!
Главное, это поняли дети, и, судя по аплодисментам, они остались в восторге: им понравилось яркое динамичное действие с чудными, диковинными персонажами, сценическими световыми эффектами с использованием возможностей имеющихся в театре современных осветительных установок (художник по свету Иван Шандровский). Приходите – и вы поверите, что бытовые заботы могут отойти на второй план, а мечты могут стать реальностью.
«Алиса в Стране чудес» Екатерины Тайшиной – это полёт фантазии, масштабный спектакль необычного жанра, который счастливо пополнил репертуар театра, и, надеемся, будет жить долгие годы. Ведь сказка близка балетному театру, как никакой другой сюжет.
+7 (999) 174-67-82