Алексей Томский: Чтобы не исчез мой народ

Алексей Томский до 20 лет не знал, что у него есть юкагирские корни, считал себя якутом. О том, что его дед был репрессирован и звали его Омук Сэмэн он узнал от своего дяди Ивана Ивановича Томского. С тех пор Алексей начал поиски своей родословной и поиски эти продолжаются до сих пор. Сейчас ему 40 лет и у него уже накопилось достаточно исторических материалов о своем роде.

 

— Когда ты не знаешь своего происхождения, ты — никто. Я, например, не знал, кто я. Всегда считал себя саха. Есть же русская пословица про Ивана не помнящего родства. Даже у собак бывают родословные. Когда ты не знаешь свои корни, фактически являешься дворнягой. Это, оказывается, играет важную роль для понимания себя.

 

Алексей показал два исторических документа, которые ему передал дядя Иван Иванович. Документ прокуратуры Якутской АССР о том, что «Томский Семен Иннокентьевич, 1880 года рождения, уроженец Юкагирского наслега Усть-Янского района, по национальности юкагир, осужденный Коллегией ОГПУ от 9 июля 1933 года по ст. 58-10 и ст.58-11 на 5 лет, считается реабилитированным от 25 марта 1989 года».

Второй документ — свидетельство от Героя Социалистического труда Горохова Семена Васильевича (орфография и пунктуация автора сохраняется):

 

«Я, житель с. Казачье, Герой Социалистического Труда Горохов Семен Васильевич свидетельствую о том, что в 30-е годы коренные жители юкагиры несколько человек без суда и следствий был репрессированы, которые опубликованы несколько имен о реабилитации на журнале «Чолбон» от 1991 года.

 

В частности я знал одного из них: Томского Семена Иннокентьевича последние годы жизни. Он был чистым юкагиром. Даже по кличке его звали «Омук Сэмэн».

 

После его репрессии сняли голоса гражданства и с четырьмя сыновьями высылали сред тундры в одиночестве и требовали не подойти никому. Поэтому и за тяжелой жизни записывала сыновей на загсе по национальности «якут». И вот их имена, которых нет живых сейчас среди нас:

 

  1. Томский Иван Семенович — знатный охотник совхоза, победитель социалистического соревнования: родился 1922 году, умер 1975 году.
  2. Томский Николай Семенович — знатный рыбак республики, первый орденоносец среди рыбаков совхоза. Награжден орденом «Знак Почета»: родился 1924 году, умер 1977 году.
  3. Томский Иннокентий Семенович — знатный охотник совхоза, ударник коммунистического труда: родился 1928 году, умер 1990 году.
  4. Томский Савва Семенович — механизатор-рыбак: родился 1932 году, умер 1979 году.

Сам Томский Семен Иннокентьевич умер 1947 году.

Свидетель С.В.Горохов

29.04.91 г.»

 

 

Как выяснилось, Омук Сэмэн был репрессирован за участие в царских экспедициях. Его сослали в Якутск на пять лет, но через три года он вернулся.

 

— Эти два исторических документа я разместил в рамки и повесил у себя дома, чтобы мои дети с ранних лет знали историю нашего рода. Я сам очень поздно узнал и понял все это. Сейчас я ищу корни своей усть-алданской бабушки, — признается Алексей.

 

Его дядя Иван Иванович рассказывал, что предки их работали с Русским географическим обществом, сопровождали экспедиции.

На этой фотографии начала 19 века запечатлены каюры-проводники первой Русской полярной экспедиции под руководством известного исследователя Арктики барона Эдуарда Толля. Среди них и прапрадед Алексея — Конан Томский.

 

Русская полярная экспедиция 1900—1902 годов была снаряжена Императорской Академией наук и имела основной целью исследование части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и поиск легендарной Земли Санникова. Знатоки бескрайних просторов тайги и тундры, коренные жители были незаменимыми проводниками у самых знаменитых землепроходцев, исследователей и путешественников, которые отмечали в них высокие моральные качества, большое благородство и щедрость души.

В память об этих помощниках первопроходцев в п. Казачье в 2011 году на средства администрации Усть-Янского улуса и юкагирской общины «Янугайл», главой которой был Иван Иванович Томский, был установлен памятник.

 

— Этим памятником мы хотели увековечить память проводников полярных исследователей, чтобы наше будущее поколение знало и помнило о вкладе предков в освоении Севера, — говорит Алексей.

Увлекшись поиском своих корней наш герой стал изучать историю своего родного села Усть-Яна. Он там родился и вырос. Отец Савва Иннокентьевич, младший сын Омук Сэмэна, рано умер, и воспитывал его отчим, которому Алексей очень благодарен. С детства был очень активным, увлекался спортом, участвовал общественной жизни села. В 2003 году в Усть-Яне создал молодежную организацию, затем переехал в Казачье, там и населения больше, соответственно и поле для деятельности тоже. При поддержке главы открыл Центр молодежи, где устраивались концерты, дискотеки, молодежные ысыахи и разные праздники. Затем пришло понимание, что надо открыть свое дело. Переехал в Депутатский, взял заброшенное здание столовой, отремонтировал и открыл досуговый молодежный центр «Пятый элемент». Потом был экспедитором-снабженцем СХПК «Таба Яна».

 

— Мы впервые в республике создали плавцех. На баржах в рефрижераторах организовали шоковую заморозку рыбы. Никто раньше в республике ничего подобного не делал, — рассказывает Алексей. — Петр Петрович Артамонов вовремя приехал тогда в наш улус, без него не было бы сейчас СПХ «Таба Яна». Он многому научил меня, показал как надо работать в масштабах республики.

 

А потом он исполнил свою детскую мечту.

 

— Еще в детстве я мечтал о пекарне в Усть-Яне. Тогда еще говорил своим родителям, что вот вырасту и открою пекарню. Помню как мы каждые два дня дома пекли хлеб, по три булки уходило в день на семью. Каждый раз месить тесто, печь, мне это так надоело, да и маму всегда было жалко. Население маленькое, поэтому и пекарни не было видимо.

 

Он со смехом рассказывает, как в Депутатском напросился в пекарню бесплатным работником на несколько дней и как не могли его долго понять, зачем ему это нужно. А нужно ему это было, чтобы посмотреть весь цикл работы пекарни.

— У нас была договоренность с главой села, что я создаю, налаживаю весть процесс работы, начиная от закупок муки и доставки из Якутска, установки оборудования, научить работников печь хлеб, а потом администрация возместила мне мои расходы. Сейчас пекарня до сих пор работает.

— Потом ты занялся туризмом.

— Да, энергии много, надо же ее куда-то девать.

— Почему туризм?

— Вы не поверите, мне хотелось общения. Именно общения с людьми схожими с моими интересами. Я очень хорошо знаю историю своего края. Был такой человек Ян Вельже «Эскимо», который прожил на Ляховских островах 28 лет. Через интернет познакомился с Мартином Строхалом из Чехии, который писал книгу о нем. Он приехал в улус к нам с экспедицией, я сопровождал его. Искали место, где жил Ян Вельже. Сняли очень хороший фильм, который показали в странах Европы. Сейчас готовимся ко второй экспедиции, будем снимать второй фильм. В прошлом году, когда в Чехии праздновали день Яна Вельже, мы устроили прямое включение с Якутском. Сейчас мы хотим открыть музей его имени. Знакомство с Мартином подвигло мне заняться туризмом. Когда общаешься с разными людьми очень многое можно узнать, возникают разные идеи, проекты.

У нас много говорят о внешнем туризме, о внутреннем почти нет, — сетует Алексей. В его планах наладить туризм внутри республики. Сегодня у него разработано пять конкретных маршрутов по сезонам, — например, «Рыбалка на северную ряпушку», «На край света по стопам Яна Вельже», «Арктическое сафари на побережье моря Лаптевых», «Арктическая подледная рыбалка в Усть-Янский улус на побережье реки Яна». Все эти маршруты опробованы и используются.

— Все знают, авиабилеты у нас стоят очень дорого, особенно на Север. Наши люди очень страдают от дороговизны билетов. Но я уже третий год работаю с пенсионерами. Раз в два года им оплачивается проезд. Мы посмотрели статистику, оказывается 70 процентов населения не пользуются этими проездными, особенно те, кто живет в центральных улусах. Со своими компаньонами ездим по улусам, рассказываем населению о возможностях путешествий в наш край, работаем с советами ветеранов. И желающих съездить к нам на Север достаточно! Многие признаются, что, живя в республике, очень мало знают о жизни на крайнем севере. Говорят: «Живем в Якутии, а не знаем где у нас море». Ни разу не видели море Лаптевых, не видели охоту на турпанов. Есть люди, которые хотели бы съездить собрать морошку…

С этого года он также планирует привозить жителей северных улусов для путешествий в центральные улусы. Он говорит, что многие хотят приехать на городской ысыах и ысыах Олонхо, посмотреть достопримечательности республики.

У Алексея еще много проектов и идей: школьникам Усть-Яны он предлагает проект по разведению куропаток в домашних условиях, разводить дождевых червей им же на корм, искусственно выращивать ряпушку…

— Все возможно в домашних условиях и детей надо приучать к этому. Как огурцы садить, так и рыбу, и куропатку можно разводить, — говорит Алексей.

Еще он пишет стихи… Стихи о родном крае, о природе, о любви к своим родным. Кстати, своему первенцу, дочери, которой скоро исполнится пять лет, наш герой дал юкагирское имя — Ярхадана.

— Я сразу сказал жене, что у дочери будет юкагирское имя. Но она хотела дать ей якутское. Тогда мы решили сделать жеребьевку, написали имена на бумажки и дали дочке самой выбрать имя. Она выбрала Ярхадана, в чем я нисколько не сомневался.

Недавно Алексей Томский пришел в Ассоциацию юкагиров, включается в общественную работу, начал изучать родной язык, пишет книги об истории Усть-Яны… На вопрос для чего он все это делает? Он ответил:

— Я все это делаю, чтобы сохранить свою малую родину, чтобы она не исчезла. И чтобы мой народ не исчез.

По мере взросления человек занимает свое место в мире людей и приносит им пользу. В обществе у каждого своя роль и польза от всех разная. Одни выполняют важную работу и являются двигателями прогресса. Другие делают второстепенную работу, но и без них общество никак не может обойтись. Человечество нуждается в каждом из нас, потому что мы являемся звеньями одной цепи. Очень приятно встречать таких людей, как Алексей Томский. Это внушает надежду, что у нашего народа есть хорошее будущее.

 

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх