Александр Кошуков: «Ысыах – самый светлый день Якутии. С праздником!»

Уважаемые жители Нерюнгринского района и Республики Саха (Якутия)!
Самый светлый и самый длинный день в году – 21 июня, день летнего солнцестояния. Главный праздник Якутии Ысыах —  радость встречи лета и торжества солнца. Это пробуждение природы, объединение сил и возможностей народа для творческого созидания и всеобщего благополучия. Ысыах раскрывает глубокий внутренний мир народа саха, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает нравственные принципы, вековые обычаи и мировоззрение, торжество гармонии человека в большом мире.
Большой и захватывающий праздник в честь духов Айыы и великого возрождения природы, связан с культом солнечных божеств, с религиозным культом плодородия. Древний якутский праздник посвящен общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. По народным верованиям, считается, что в день Ысыаха на Землю прибывают солнечные божества Айыы. Для них устанавливается Айыы Сэргэ — божественная коновязь, поскольку боги приезжают на огненных лошадях. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле. Даже корень «сах» этого слова означает огонь,  солнечный свет.


Ысыах как древнее духовное и культурное явление на сегодняшний день не имеет аналогов. По историческим преданиям, на якутской земле первым устраивал Ысыах и готовил кумыс один из первопредков – Эллэй. Ысыах являлся самым значительным праздником якутского народа. По старинным представлениям саха, год делился на две половины. Зимняя начиналась с начала октября, когда падал снег и скот кормили сеном. Летняя начиналась в мае, когда снег сходил с полей и скот выпускали на пастбища, природа оживала после долгой зимней спячки и одевалась в летний наряд: кобылицы и коровы приносили приплод, озера и реки изобиловали рыбой. Наступала пора сравнительного обилия молочной и рыбной пищи и более свободного времени до сенокоса. В это время устраивались народные праздники – Ысыахи.


На старинных Ысыахах жрец-белый шаман возносил перед огнем благодарность, хвалу или молитву небожителям, живущим на небе, и духам-хозяевам природы. Затем начиналось общее пиршество, веселье, устраивались спортивные игры: бег, прыжки, борьба, стрельба в цель, конские скачки, а также круговые танцы-осуохай.


Древний праздник Ысыах представлял собой загадку для первых его исследователей.  Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника, купца и дипломата Эверта Идеса. Во время своего пути в Китай в конце XVII века Идес записал ценные свидетельства для европейцев о летних торжествах народа саха. Он отмечал, что праздник отмечается с большой торжественностью: жители Якутии разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.


Член Сибирского Отдела русского Географического общества Ричард Маак, начавший в 1854 году исследования Вилюйского округа, писал: «С наступлением весны все якутское население предается радости и веселью, в числе прочих вилюйские якуты устраивают в честь виновника оживления природы  большие пиршества. Празднества эти называются ысыах и устраиваются обыкновенно в конце весны и начале лета. Главной целью, по крайней мере во время язычества, были жертвоприношения верховному божеству». Имеется в виду верховный правитель мира и создатель жизни на земле Ар тойон или Ар Айыы.


Самое большое по объему посвященное Ысыаху поэтическое произведение — «Наступление лета»  Алексея Елисеевича Кулаковского – Ексекюлях Алексея, написано в 1924 году. Поэма создана по мотивам и формам народных песен. Кулаковский называет три вида Ысыаха: первое весеннее празднество организуется в кругу семьи. После этого собираются встречать лето большее число людей. Третий вид – праздник, организуемый видными людьми улуса со стечением огромного количества народа.
В нашем музее в Нерюнгри «Мир времени» сохранились фотографии  празднования Ысыаха в различных районах Якутии 20-30-х годов ХХ века. На них люди в национальных одеждах, во время осуохая, коновязь и другие традиционные приметы праздника.


В 40-50-е годы ХХ века Ысыах был тесно связан с Днем Победы. В СССР День Победы широко отмечался только в 1945-46 годах. С 1948 года указом Сталина он стал обычным рабочим днем, и был таковым до 1965 года. Но в Якутии нашли выход. В июне 1945 года по предложению члена бюро обкома, секретаря по пропаганде и агитации А. И. Захарова, Якутский ОК ВКП(б) рассмотрел вопрос об организации Ысыахов Победы и чествовании воинов. Благодаря этому решению, Якутия  широко отмечала День Победы в форме Ысыаха и в 40-е, и в 50-е годы. При этом алгысчыт начинал обряд с благословения в честь Сталина.
В новом XXI веке Ысыах по-прежнему сопровождается красочными народными обрядами, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками и другими соревнованиями.
Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь по направлению движения солнца, совершают круговорот во времени и пространстве, отдавая дань благодарности Солнцу за свет и тепло, подаренные людям. Каждый, кто входит в круг осуохая, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника — обряд окропления огня, травы и деревьев кумысом. Это ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.
Ысыах в Якутии отмечают все, независимо от национальности и происхождения. Ежегодно в разных местах республики отмечается Ысыах Олонхо. В этом великом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил богов и человека, животное царство и мир духов. Люди являются родственниками божеств-айыы.
В Нерюнгринском районе главный национальный якутский праздник Ысыах отмечается в День России. Два праздника проходят  на обрядовом комплексе, на берегу реки Чульман, и органично переплетаются между собой. В этот день весь наш многонациональный район отмечает мир, согласие, дружбу народов, объединенных родной землей Южной Якутии.


Древний праздник Ысыах символизирует тысячелетнюю историю нашей большой страны и нашей родной республики, богатство традиций и культуры, несокрушимость духа великого многонационального народа, который многие века живет, творит, созидает и развивается.  Древняя вера в Солнце, в свет, в расцвет и рост всего живого на земле, символизирует сегодняшнюю веру людей в счастливый завтрашний день, благополучие нашего народа, детей и внуков.


Дорогие друзья!
В самый светлый, самый длинный день в году разрешите  от всей души пожелать вам крепкого здоровья и большого счастья, мира и благополучия в семьях, успехов во всех добрых начинаниях, света и тепла, летнего настроения и ярких достижений!
С праздником Ысыах, дорогие якутяне!

Александр КОШУКОВ, краевед, основатель музея «Мир времени», народный депутат Якутии.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх