Александр Ломако: Расстаться с театром невозможно – он остается в тебе навсегда…

За время своего существования Русский театр пережил не одного руководителя, и каждый оставил в его истории свой след. Одним из наиболее значимых событий для всего театрального сообщества Якутска был приход на эту должность Александра Ивановича Ломако, который возглавлял театр на протяжении десяти лет. Творчески одаренная и глубокая личность, умный и тонкий психолог, обладающий способностью объединять людей общей идеей, он собрал вокруг себя талантливых режиссеров и актеров, истинных служителей искусства. Именно при нем было поставлено множество прекрасных спектаклей, отличающихся особым сценическим мастерством и глубиной содержания.

А. И. Ломако – человек всесторонне развитый и увлеченный. Сегодня он на заслуженном отдыхе, но, как и прежде, помимо театра, страстно любит рыбалку и охоту, любит жизнь и, что очень важно, умеет дружить. Дружить не за праздничным столом, а по-настоящему, когда нужно бескорыстно прийти на помощь. Александр Иванович всегда умел найти нужные слова, поддержать в трудную минуту тех, кто в этом нуждался.

«А.И. Ломако с актрисой Тамарой Семиной»

В преддверии Международного дня театра мы попросили известного театрального деятеля, так много сделавшего для развития театра, поделиться воспоминаниями о наиболее ярких и выдающихся сценических постановках того времени, лучших актерах и своей работе в театре.

В связи с эпидемией коронавируса и карантином публикация этого материала осуществлена позже.

Вот что А. И. Ломако рассказал нашему корреспонденту.

– Я рано почувствовал интерес ко всему, что так или иначе связано с культурой и искусством. Сначала окончил калужскую культпросветшколу, затем институт культуры в Химках, раньше он назывался библиотечный институт им. Молотова. Обучение здесь было разностороннее: нам преподавали режиссуру, игру на баяне, музыку, пение в хоре. У меня в дипломе написано: методист-организатор культурно-просветительной работы.

В Якутск попал в 1958 году. Сначала работал инспектором в министерстве культуры, через полтора года пригласили завучем в культпросветшколу, а в 1963 году стал завотделом культуры горсовета.

Спектакль «Гроза»

В 1972 году в честь празднования 55-летия советской власти планировалось организовать на стадионе театральное представление. Я сам написал сценарий и обратился к режиссеру Русского театра с просьбой поставить его в необычном формате. С помощью Бориса Владимировича Афицинского, бывшего тогда главным режиссером Русского театра, мы организовали театральную постановку, которая имела большой успех, и после этого он стал настаивать, чтобы я перешёл работать в Русский театр. Одним из аргументов было то, что необходимо вызвать у людей интерес к театральному искусству, приобщить к ценностям культуры, а во мне он видел большой творческий потенциал. В театр в то время действительно ходили мало. Скоро меня вызвали в обком партии и предложили стать директором Русского театра вместо работавшего на этой должности Константина Тимофеевича Ануфриева.

Положение щекотливое, но я пришел к директору и честно объяснил, что у меня есть желание, силы и возможности для того, чтобы изменить работу театра к лучшему. Видимо, своим напором я сумел его убедить, потому что он не стал идти на поводу у собственных амбиций и держаться за место. Отдавая ему должное, скажу, что мы сумели достойно разрешить эту ситуацию.

Так, в июле 1973 года я приступил к обязанностям директора Русского театра и председателя худсовета.

Спектакль «Маскарад»

На тот момент существовало театральное объединение, и Русский театр включал в себя еще и оперный театр. Годы работы здесь останутся в моей памяти навсегда. Это было сложное, но невероятно интересное и творчески насыщенное время. Расцвет Русского театра пришелся на тот период, когда  в нем работали главный режиссер Б. В. Афицинский и художник Анатолий Шапиро. Эти люди, ставшие моими единомышленниками, были настоящими сподвижниками театрального искусства. Поставленные ими спектакли отличались яркостью, зрелищностью, интересной сценографией. Поражали мастерством разработанной оригинальной, яркой световой партитуры и множеством замечательных сцен со светом – Шапиро удивительно хорошо ставил свет.

Одним из лучших тогдашних представлений можно назвать «Дядюшкин сон», постановка которого стала настоящим праздником для зрителей. В главных ролях были заняты Валентин Антонов, игравший князя, Нина Константиновна – Москалева, и Елена Межуева, сыгравшая Зину. Актер Валентин Антонов, находившийся тогда в расцвете творческих сил, превосходно передал в образе князя тему одиночества и ненужности. Запомнилась зрителям и Елена Межуева, которая вживую исполнила  потрясающе красивый романс.

Настоящим украшением спектакля стала массовка в исполнении молодых артистов, приехавших из Красноярска, – своим юным задором и энтузиазмом они внесли в постановку свежую струю энергии и молодости. Вообще, надо сказать, главной изюминкой спектаклей Бориса Афицинского были именно массовые сцены, которые позволяли представить на сцене быт и повседневность, и в этом случае они становились частью реальности того времени.

Нельзя не упомянуть и другой спектакль в постановке Б. В. Афицинского, пользовавшийся особой популярностью среди зрителей, – знаменитая «Гроза». Катерину играла одна из приехавших из Красноярска артисток Екатерина Петрова, Бориса – Сергей Темеров, Кабаниху – Галина Доброскок. Роль Варьки досталась актрисе Наталье Дорошенко. Несмотря на прекрасное исполнение ведущих ролей, главным действующим лицом спектакля вновь стала массовка, то есть народ, где у каждого человека своя судьба.

Анатолий Шапиро, человек неординарный, с творческим подходом, придумал к спектаклю интересную сценографию. Во всю сцену были сделаны огромные ворота, олицетворявшие «темное царство» купцов-самодуров. Многие сценические эпизоды игрались при свечах, что создавало гнетущую атмосферу прошлого, борьбы света и тьмы. Зрители оценили этот прием неоднозначно. Одни говорили, что сценография получилась слишком мрачной, другие, напротив, считали, что благодаря этому реально ощутили дыхание времени, погрузившись в мир мракобесия.

Позже на роль Катерины пригласили из Москвы звезду экрана Тамару Семину, которая потрясла любителей искусства глубиной и драматизмом созданного ею образа. Не случайно на одном из представлений «Грозы», в котором была задействована Семина, присутствовал весь обком партии, включая тогдашнего первого секретаря.

Также большой успех имел и спектакль Афицинского «Интервенция» в очень необычной постановке, говорящей о высоком профессионализме и новаторстве режиссера.

Зрителей поразили огромные качели, установленные на сцене, которые в ходе представления трансформировались в пароход. На этих качелях самозабвенно танцевали канкан молодые актрисы, сумевшие органично вжиться в образы своих героинь, – обаятельная Галина Галкина, загадочная Надежда Блайдо, зажигательная Александра Антюхова и очень строгая и серьезная комсомолка Галина Новоселова.  Надо отметить, что качели располагались на высоте четырех метров от пола. И когда на гастролях в Магадане одна из цепей порвалась, зрители расценили это как интересную задумку авторов: разорванная цепь стала символом того, что старый мир рухнул и наступила новая жизнь, в которой главенствовали равенство, братство, любовь.

В ряду лучших постановок того времени и спектакль по драме Лермонтова «Маскарад». В роли Арбенина выступил Валентин Антонов, Нину сыграла Александра Антюхова. И вновь потрясающе интересная сценография – перед зрителями предстали сцена в виде маски и люди в образе карт. Сопровождавшая действие прекрасная музыка Хачатуряна, множество замечательных романсов и великолепно поставленная сцена искрометного бала, на котором Нина потеряла браслет, демонстрировали высокий уровень театрального искусства.

И еще одним действующим  лицом этого спектакля стал черный человек в плаще, преследовавший главных действующих лиц постановки. Эта мрачная фигура символизировала рок – все люди заранее обречены, и у каждого своя судьба, от которой не уйти.

В 1975 году вместо Бориса Афицинского главным режиссером стала  Фаина Анатольевна Литвинская, которая привела в театр новую команду. Ей удалось поставить неплохой спектакль «Орфей спускается в ад», где главные роли исполнили Нина Константинова и Валерий Поляков. К сожалению, Литвинская проработала всего один сезон, потом по состоянию здоровья уехала.

Одним из успешных проектов того времени стала постановка приглашенного режиссера Марины Памфиловой «Проснись и пой», которая шла с большим аншлагом, залы были полностью заполнены. Даже те, кто смотрел этот спектакль в Москве, утверждали, что в Русском театре он поставлен лучше. Каролу сыграла Александра Антюхова, а старенькую тетю Тони тогда ещё совсем молодая Галина Доброскок (у Галины Доброскок была фактура старух, поэтому она даже в молодом возрасте часто играла возрастные роли, которые ей особенно удавались). В этом спектакле они исполняли зажигательный еврейский танец.

Несколько спектаклей были поставлены приглашенным из Белоруссии режиссером Георгием Нестером, в числе самых заметных оказалась «Чайка», которую он увидел в Москве и перенес на сцену Русского театра. Однако его спектакли немного недотягивали и были лишены атмосферы праздника, присущей постановкам Бориса Афицинского.

Одновременно с Нестером два спектакля в Русском театре поставил Юзеф Фекита – «Фантазии Фарятьева» и «67 по диагонали», из которых успех имел только первый.

Затем главным режиссером становится Виталий Ильин, приехавший из Владивостока и проработавший в нашем театре до 1977 года. Любимой тематикой Ильина была современность с фокусом на человеческие отношения, нравственность. В своих постановках – «Наташа» Игоря Казенина и «Под личную ответственность» – он затрагивал такие темы, как  любовь и ответственность, воспитание патриотизма и сплочённости. Спектакль «Наташа», отличавшийся накалом страстей, стал лауреатом премии якутского комсомола.

Но, пожалуй, наиболее яркой и запоминающейся работой этого режиссера стал спектакль «Отелло», где он сыграл главную роль. Оказалось, Ильин был более актером, чем режиссером. Да он и сам был недоволен своей режиссурой и получал от актерской работы гораздо большее удовлетворение. 

В 1977 году главным режиссером театра становится Валерий Яковлевич Келле-Пелле, приехавший в Якутск вместе со своей командой — актерами Валерием Тверитиным и Борисом Горбачевским и  женой, актрисой Верой Прокудиной. Самым известным его спектаклем была постановка «А поуру они проснулись». Впоследствии он поставил и другие хорошие спектакли, привлекшие к себе внимание и вызвавшие интерес публики: «Цилиндр», «Раненые» «Последнее» Горького, «Русский секрет», «Диктатура совести», «Дети Арбата», «В этой девушке что-то есть», «Старый дом», «Свалка»…

Спектакль «Маскарад»

В бытность работы главным режиссером Келле-Пелле не замыкался в рамках собственной режиссуры и приглашал ставить спектакли многих других мастеров драматургии. Одним из самых успешных был спектакль  «Новоселье в старом доме» режиссера Тюкина.

К сожалению, через некоторое  время Келле-Пелле тяжело заболел, и спектакль «Когда спящий проснется», который он начал ставить, так и остался незавершенным.

Вспоминая годы своей работы в Русском театре, не могу не назвать имена наиболее талантливых актеров, внесших большой вклад в развитие театрального искусства. Например, Валерий Жаков и Виктор Скворцов, которых я пригласил работать в Якутск. Это были актеры московского уровня, фактурные, яркие и одаренные, играли очень хорошо. Жаков к тому же имел типичную внешность француза – колоритный брюнет с усиками. Весь город ходил на спектакли с его участием, особенно любила его женская половина зрителей.

Виктор Скворцов – актер, если можно так сказать, социальный. Хороших работ у него было немало, но наиболее блестящая – в спектакле «Старый дом». Об этом спектакле даже писали в московском журнале «Театр».

Еще один талантливый актер, сыгравший множество замечательных ролей, – Станислав Карпань, который также являлся членом худсовета. Высокий, статный и красивый человек, как говорится, с божьей искрой в душе. Учился в Москве с Ульяновым и Лановым. Отличался необыкновенной начитанностью и всегда говорил, что лучшие качества в нем воспитаны книгами. У него имелась большая библиотека, в которой были даже запрещённые по тем временам издания.

Среди женской части театра популярностью пользовалась Нина Константинова, парторг театра, бывшая фронтовичка, жёсткая, с сильным характером, игравшая на сцене вместе с партнёршами актрисами Валентиной Мичковой и Людмилой Лысовой.

Работал у нас и актер из Уссурийского театра – Эдвардас Купшис. Приехал на пробы, что-то сыграл. Ему очень мешал сильный литовский акцент. Что было делать? Поскольку у нас в то время не хватало мужчин-актеров, решили его взять. Поначалу Купшис был довольно слабым актером, но постепенно роли в нашем театре помогли ему проявить творческие способности и почувствовать уверенность в себе. Его первая серьезная драматическая роль была в спектакле «Он хотел стать ковбоем» по повести  Азимова «Уродливый мальчуган».

Все эти актеры обладали разной степенью таланта и мастерства, но в каждом жила святая любовь к театру, желание через искусство сделать окружающий мир лучше и добрее.

                                                                   ***

                Зимой 1983 года в театре случился пожар.  До сих пор неизвестно, кто поджег театр. А в том, что это был поджог, никто не сомневался, так как в версию, что пожар произошел в результате оплошности рабочего, на которого свалили всю вину, ни актеры, ни жители города не поверили.

Пережив пожар, труппа театра, чтобы избежать простоя, уехала на гастроли, а после возвращения стала играть в здании гражданпроекта. Здесь также было поставлено много хороших камерных спектаклей.

Однако после всего случившегося Александра Ивановича сняли с должности директора театра. Новым директором стал Иван Иванович Подойницын, выпускник исторического факультета, которого актеры в шутку называли «отец родной». И для театра наступила новая эпоха его развития…

Время не стоит на месте, и жизнь возвращается на круги своя. Спустя несколько лет после пожара  здание театра было отстроено заново, и в нем наконец появился собственный столярный цех, о котором так долго мечтал Александр Иванович. Теперь здесь готовятся декорации к спектаклям, а также хранится театральный реквизит.

Сегодня, по прошествии многих лет, Русский театр по-прежнему остаётся для Александра Ивановича местом силы, родным домом, куда все время тянется его душа. Ведь в этих стенах прошла часть его жизни, полная хозяйственных хлопот, творческих исканий и свершений. И театр, если можно так сказать, отвечает ему взаимностью. Александру Ивановичу здесь всегда рады, ждут встречи с ним и с удовольствием приглашают на театральные премьеры.

Актеры, как и многие жители города, помнят, любят и ценят его как талантливую и незаурядную личность, отдавая дань глубокого уважения его самозабвенному служению искусству.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх