Александр Бурнашов: Творческая интеллигенция Якутии обратилась к Ил Дархану
«Я БОЛЕЮ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ НАШЕГО ТЕАТРА…»
Эстрадно-театральная история вылилась в целый сериал. Вся республика пристально следят за событиями, происходящими за кулисами Театра эстрады. Однако никаких особых действий со стороны правительства нет, идет перекидывание мячика, как в пинг-понг. В начале этой недели направлено еще одно письмо главе республики Айсену НИКОЛАЕВУ, на этот раз ходатайство. Об этом SakhaLife рассказал народный артист Якутии Александр БУРНАШОВ.
— В понедельник направлено адресное письмо Ил Дархану. Для этого был собран общий совет творческой интеллигенции Якутии. Собрались неравнодушные люди, которые болеют за нашу эстраду. Они работали в разные годы в нашем коллективе, конечно, следят за работой и творчеством молодых артистов. К таким людям относятся Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Владимир ЗАБОЛОЦКИЙ, Владимир ТАТАРИНОВ, которые всю жизнь посвятили якутской эстраде, театру. Наши старейшины, мэтры эстрады пришли к мнению, что необходимо поменять стиль работы, обновить руководство. И предложили кандидатуру радиожурналиста Ивана ТАРАСОВА. Мы все его давно знаем, он у нас работал 9 лет, знает всю кухню изнутри. Является ведущим популярных радиопрограмм, которые связаны с якутской песней, с исполнителями эстрады. Все мы подписались под этим рекомендательным письмом, поддерживаем его кандидату.
— Александр, вроде говорили, что на пост директора артисты предлагали твою кандидату…
— Было. Но я не согласился, все-таки я – творческий человек. А Иван Тарасов – человек молодой, активный. Мне лично понравилась его позиция, программа управления с четким разделением полномочий. Каждый будет заниматься своим делом, а не брать на себя всё, как это делала ЧАРАНСКАЯ. Тогда как в театре есть и главный режиссер, и художественный руководитель. А у нас всем творческим процессом руководил директор, поэтому и возник скандал. Директор должен заниматься директорскими делами, а не ездить неделями, месяцами на гастроли. У директора море работы по хозяйственной части здесь, в Якутске. А в это время её заместители сидят в Якутске, ничем не занимаются, только рассылки по ватсапу отправляют. А художественный руководитель вообще ничего не знает, ничего не решает. Обращайтесь к Чаранской, она всё знает.
Я не говорю, что она не работает. Определенную работу делает, конечно, это же её обязанность. Аппаратура, свет, звук — это же директорская обязанность.
— Но артисты говорят, что с ее приходом у вас появились своя звукостудия, хорошие микрофоны, дорогая аппаратура… А что, раньше этого не было?
— Конечно, ВСЁ было. И звукостудия была, в которой долгое время работал известный аранжировщик Евгений ТАЗЕТДИНОВ. При директоре Василии Васильевиче ФИЛИППОВЕ у нас была лучшая в городе аппаратура, он всем обеспечивал артистов. Кстати, именно тогда, в те годы были записаны все лучшие хиты артистов. Выпускались диски, кассеты, альбомы. А что сейчас? Звукостудия есть, но все направлено на спектакли, на артистов нет времени. И швейный цех был, где каждый год шились костюмы артистам. А сейчас что? Все направлено только на спектакли. Да и то на популярный спектакль «Сослуживцы» артисты собирали свои костюмы по знакомым, доставали платья из сундуков и чемоданов своих родственников.
Я и на собрании говорил, что руководить театром должен мужчина. Почему? В таком учреждении, где работают очень яркие, красивые певицы, которые, видимо, затмевают ее, вызывают зависть, женщина вообще не должна быть руководителем. Это несовместимо, это мое мнение. Мужчина более нейтрален.
Театр эстрады — уникальный жанр, где каждый артист должен быть индивидуальным, а не серой массой. Ну ладно, мы играем в спектаклях, поем в хоре, но должна же быть работа и над своим репертуаром, над своим ростом, как певца-вокалиста.
— Кстати, а ты почему не поешь в хоре? Молодые артисты жалуются, что народные и заслуженные не хотят петь…
Вопрос вызвал взрыв смеха.
— Потому что у меня единственного есть причина, ведь числюсь как артист разговорного жанра. Хотя у меня диплом вокалиста, ведь окончил якутское музыкальное училище, вокальное отделение. После окончания училища меня взяли в Театр юмора и сатиры, в группу «Наара суохтар». Иван Иванович БУРЦЕВ определил артистом разговорного жанра, до сих им и являюсь. Иван Иванович был художественным руководителем театра с 1987 года по 2005-й. Поэтому на пенсию никак не выхожу как артисты-вокалисты, которые могут выйти после 25 лет творческого стажа. У меня таких льгот нет, только по возрасту. Если бы был вокалистом, тогда обязан был бы петь в хоре.
— У тебя только один проект «Золотые имена», ты не поешь в хоре, ничего не делаешь. Ездишь на выборы, где хорошо проводишь время, в то время как другие «пашут» с утра до вечера, ездят на гастроли. Но зато получаешь «ахрененную» зарплату…
И этот вопрос вызвал у Бурнашова громкий смех.
— Ахрененную зарплату?! Ничего не делаю, и только один проект? Читатели, наверное, позавидовали мне. На самом деле Вася (продюсер Василий КРИВОШАПКИН) не понимает истинный момент. Этот проект — колоссальная работа, к которой идет большая подготовка. Я по несколько часов работаю в библиотеках, копаюсь в архивах, смотрю видеоматериалы. Читаю книги, встречаюсь с родственниками, разговариваю с друзьями. Это только подготовка. Пишу сценарий, индивидуально работаю с артистами, кто какие песни должен петь. Это же целое дело. И этот проект выходит каждый месяц. А столько времени и сил уходит, чтобы каждый раз этот проект состоялся. Еще ведь телерадиовариант идёт. Художественный руководитель Мария ГЕРАСИМОВА как таковой помощи не оказывает, только составляет график. Хормейстер помогает, когда есть дуэты, трио. И за эту работу я получаю «ахрененную зарплату», да еще в хоре не пою.
А вот кто получает эту зарплату, так это Чаранская, которая забрала на себя все обязанности худрука, режиссера, и сама себе премии выписывает.
И потом — зачем кричать, что ей приходилось с чайником бегать, когда случилась авария с трубами. Это же смешно. Разве это не её работа?
Конечно, ездим на гастроли, если в спектакле задействован. Какой артист не любит гастроли? Это же впечатления, эмоции от встреч со зрителями, нашими поклонниками.
Насчет участия в выборах или самостоятельных выездов, то мы же пишем заявление без содержания на это время, зарплату не получаем. Любой артист имеет право.
Кстати, молодые артисты даже больше получают, чем я. Потому что каждый вечер они выступают в банкетном зале. Пришли вечером, две песни спели, и на этом всё. Зачем себя утруждать, делать этот проект? Лучше же петь в «Чароите».
— «Чароит»?!
— Это по привычке осталось от старого театра. Кстати, у наших посетителей есть ли ощущение, что это ТЕАТР? Заходят к нам, как в банкетный зал.
А ведь наш коллектив носит имя народного артиста Якутии Юрия ПЛАТОНОВА, в холле должен висеть его портрет, золотыми буквами написана его творческая биография. Нету. Сначала должен быть ТЕАТР!
Проблема, что нет своего зала, но мы ничего не можем сказать. В данный момент можем сказать только спасибо, что есть своё здание. Мы же не просим — дайте прямо сейчас нам другое.
Просто до слёз больно, что из нашего театра ушли очень хорошие артисты, уход которых уронил престиж. Если бы не этот массовый уход молодых, ярких артистов, то не было бы такого скандала. Ошибка Чаранской, что она отпускает таких людей, не держит их. Поэтому мы обратились к главе республики. Я поэтому и подписал, а не потому, что директор плохо работает. Конечно, если есть госзаказ, то театр должен его выполнять.
— И напоследок…
— Я вот одного не понимаю. Мы — артисты должны быть вместе одной дружной семьей, так как вместе работаем, в одной гримерке живем. Директор же может в любой момент поменяться, перейти на другую работу. Ушел же ЕРКЕН в кинотеатр «Лена». Мы же не пошли за ним? Он же не позвал кого-то из артистов в кинотеатр работать билетерами, кассирами…
Наши молодые артисты этого не понимают, думают, что Чаранская будет работать всю жизнь, до глубокой старости и с пеной у рта защищают ее. Сидят и спорят до крика с нами, подписантами. Так же нельзя. Каждый имеет право на собственное мнение. И надо это уважать, а не кричать, выслуживаясь перед директором.
Когда придет новый руководитель, мы должны наш театр «заштопать», чтобы стать дружным, здоровым и творческим коллективом.
Я лично болею о завтрашнем дне нашего театра…
В статье приводится личная точка зрения и оценочные суждения Александра Бурнашова на события, вызвавшие широкий общественный интерес.
+7 (999) 174-67-82