Site icon SAKHALIFE

Айсен Дойду: Острый укус комара Дали

На страницах некоторых газет Республики Саха (Якутия) разгорелась дискуссия о центральной фигуре архитектурного проекта Парка будущих поколений в центре Якутска. И этот маргинальный комар укусил и меня, автора этой статьи.
Вопрос: А нужен ли нам якутянам, особенно нашим будущим потомкам, такой монументальный (извечный?) образ этого насекомого – кровопийцы, который мучает нас с древних времен? Чем же комар заслужил себе такой большой памятник? И кто придумал его, по какой причине? Известно, что придумали, решили увековечить его вовсе не наши местные архитекторы, а проектировщики столичной дизайнерской фирмы «Атриум»; для которых это насекомое, видимо, является лишь весьма оригинальным экзотическим объектом такого значительного региона как Восточная Сибирь. Тем более, что Комар, как архитектурный образ, не возвеличен в странах мира нигде. Это будет круто! Необычайно свежо.


Вообще сейчас на Западе, особенно в Европе и Америке в области литературы и искусства в особой чести является фигура вампира присасывающего, питающего кровью людей, человека. Уродливые монстры не только завоевали страницы книг и журналов, но и кадры многих кинофильмов и театральных подмостков, стали неотъемлемой финансовой, выгодной частью современной попсы и СМИ. И эта мода, видимо, не обошла стороной московских авторов этого спорного проекта.
Да, это несколько модерново, в духе композиций сюрреалиста Дали, но, как я считаю, фигура комара Дали больше подошла бы где-то в центре современного каменного мегаполиса – в Париже, Нью-Йорке, или даже в той же Москве.


Комар напоминал бы горожанам, затворникам стекла и бетона, о том, что существует живая природа, от которой они давно ушли, сознательно оторвались от лесов, полей и вод, которые стали для людей лишь выгодными объектами всеобщего потребления, мира господина-потребителя, загадившего среду своего обитания, даже океаны и ближний космос. Вот там в каменных джунглях и место для комара, и пусть он кусает их жадных и всегадящих господ, возомнивших себя царями природы на все времена.


Но как воспринимают образ комара жители Якутска и всей Якутии вообще? Как утверждают наши ученые, исследователи края, образ насекомого комара с древних времен является отрицательным, относящимся к миру кровожадных абаасы-вредителей и злых духов Нижнего мира, дьяволов, ибо они живут тем, что сосут и питаются кровью людей и существ Среднего подсолнечного мира и ничего полезного в жизни этих кровососов нет и не предвидится. И получилось, что большую выгоду от данного насекомого авторы- проектировщики московской фирмы «Атриум», замысел которых официально утвержден и деньги немалые им давно выплачены. Нам остается в Якутске добросовестно реализовать их проект, выхода нет. Выходит комар Дали победил вопреки отрицательному отношению жителей Якутии. Возможно, что когда-нибудь, обозлившись, этого победного Комара москвичей к чертям взорвет или распилит местный саха, как это происходит в мире вообще.


И если авторы проекта поймут по-хорошему суть дела, прислушаются к мнению народа, то они вполне могут заменить фигуру комара более положительный (компромиссный) образ, живущий в сознании якутов-саха. Таких метафорических фигур в сказания якутян много — выбирай.
Это, во-первых, мифологический образ «Древа жизни» — Аал Луук Мас, как центральный жизненный стержень произведений фольклора и олонхо. Во-вторых образ Солнца (Крест с кругом) как знак Света, Тепла и Огня, так необходимого в жизни аборигенов холодного Севера. И далее, белые стерхи, как символы счастья и красоты, фигура Орла-вседержителя, объединителя родов народа саха. И, наконец, избранный мной, автором, образ золоторогого оленя, существующего в сознании якутов-саха с древних скифских времен первого тысячелетия до нашей эры. Кстати, по определению авторитетных источников, включая древних греков, скифы и саки (саха) это один и тот же народ, поклоняющихся богу Солнца и Тенгри. Бог солнца у них назывался «Сах», и название «саха» (сакифы-скифы) от их религиозного культа, зримым символом которого были разросшиеся во все стороны рога Оленя, который впоследствии сам принимался у народа саха (саков) как образ Неба-божества, Космоса, именуемого как Тенгри, Таҥара.
Если образ Оленя-солнца воплотить в зримую фигуру, то следует, как я считаю, надо особенно выделить его густоразветвленные как солнечные лучи, золотые рога. Тонкотелый комар Дали авторов проекта, видимо составлен будет из переплетенных бронзовых труб, придавая ему образ чего-то легкого, воздушного в реальном пространстве. Но то же самое, считаю, будет и у образа нашего золоторогого Оленя, летящего над землей к высокому небу- к светлому будущему, и Олень как символ энергии и силы летящей ввысь молодости, юной жизни, удачно подходит в этой обновленной архитектурной композиции. Подходит по- своему жизненному смыслу и содержанию.
Таким образом, философская и ментальная суть Золоторогого Оленя, естественно, гораздо серьезнее и значительнее фигуры Комара Дали.
Таково мое мнение как творческого человека и, главное, гражданина своей родины Якутии.
Айсен Дойду,
член Союза писателей России, Союза журналистов России,
Творческого Союза художников России,
Почетный академик Академии духовности РС(Я)

Exit mobile version