На месте, где начинается Якутия, нашли еще один забытый БАМовский памятник
На месте, где начинается Якутия, нашли еще один забытый БАМовский памятник. В прошлом выпуске «Дневников экспедиции» мы рассказали, как участники историко-краеведческой экспедиции по Нерюнгринскому району, которую организовал краевед, основатель музея «Мир времени» в Нерюнгри Александр Кошуков, обнаружили около железной дороги Тында – Нерюнгри, на границе Якутии с Амурской областью, забытый всеми исторический памятник. Это так называемый «Камень дяди Володи», установленный строителями Байкало-Амурской магистрали 29 октября 1976 года.
Обнаружение над железнодорожным полотном недалеко от разъезда «Якутский» «камня счастья» или, как его часто называют «камень дяди Володи», стало первым шагом на пути восстановления исторической справедливости по отношению к строителям БАМа, отметившего в этом году полувековой юбилей.
Но, как выяснили участники экспедиции, это далеко не единственный артефакт из тех, которые оставили строители БАМа в память об исторических днях прихода первого поезда в Якутию.
Используя в качестве путеводителя сборник 1990 года издания «Памятники и исторические места города Нерюнгри» под редакцией первого директора музея Людмилы Ивановны Першко, участники экспедиции Александра Кошукова узнали, что недалеко от «камня дяди Володи» должен находиться ещё один памятник — символический указатель начала строительства будущей железной дороги «Беркакит – Якутск», который сегодня не числится ни в одном из действующих реестров объектов культурного наследия Нерюнгринского района и Республики Саха (Якутия) и не упоминается в современных документах. Найти этот исторический объект стало главной целью очередного выезда на место участников экспедиции.
Этот памятник оказался напрямую связан с событиями, происходившими на разъезде «Якутский» 2 ноября 1976 года. В тот исторический день здесь состоялся торжественный митинг, посвященный укладке первого «золотого» звена на территории Якутии, и положено начало строительства железной дороги Беркакит – Якутск. Это было очень громкое событие, на которое прибыли не только руководители Якутской АССР и Амурской области, но и представители подразделений «Главбамстроя», делегации из многих городов и поселков. Приход железной дороги в Якутию освещали около ста советских и иностранных журналистов из газет, радио и телевидения. При этом митинг транслировался по всей трассе Малого БАМа.
Победители социалистического соревнования за право укладки «золотого» звена стояли на площадке перед правительственной трибуной с яркими алыми лентами через плечо. Это бригады мостоотряда № 49 В.Н.Родина, механизированной колонны № 158 В.И. Сухомлинова, СМП-576 В.Г.Новика, СМП-578 П.П.Глухотаренко и многие другие.
На трибуне в числе почетных гостей были первые секретари Якутского и Амурского обкомов партии Г.И.Чиряев и С.С.Авраменко, начальник «Главбамстроя» К.В.Мохортов, управляющий трестом «Бамстроймеханизация» Герой Социалистического Труда Ф.В.Ходаковский. Митинг открыл первый секретарь Джелтулакского райкома партии Ю.А.Есаулков.
Сохранилась речь Гавриила Иосифовича Чиряева с трибуны митинга, которую он сказал в тот день, 2 ноября 1976 года. «Сегодня сюда, на разъезд Якутский, пришел первый поезд. И это волнующее событие знаменует собой начало железнодорожного освоения Якутии. За ним мы видим в перспективе явления огромного социально-экономического и политического значения, большие преобразующие перемены в развитии производительных сил нашего края. Мы уже сегодня можем зримо представить дальнейшую перспективу строительства по просторам Якутии», — сказал Чиряев.
В Нерюнгринском музее истории освоения Южной Якутии им. И.И.Пьянкова хранятся материальные свидетельства тех исторических событий на разъезде «Якутский». Это символический «золотой костыль» штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе с выгравированными именами победителей социалистического соревнования за право укладки «золотого» звена. Это красные ленты победителей, бамовская каска с автографами бойцов отряда «Якутский комсомолец», диплом почетного пассажира поезда по маршруту «Тында — разъезд «Якутский». Кстати, диплом почетного пассажира первого поезда на построенном участке, по мнению строителей магистрали, был самой престижной наградой за их труд.
А в тот день, 2 ноября 1976 года, со стороны Тынды к границе Якутской АССР подошел путеукладчик под управлением машиниста А.Е.Ноймана, имеющего опыт укладки «серебряного» звена в Тынде в 1975 году. Монтеры пути из отряда «Якутский комсомолец» произвели укладку первого «золотого» звена на якутской земле. Впервые на территорию северной республики легли рельсы железной дороги.
В продолжение торжественных мероприятий к разъезду Якутский приблизился первый поезд, сопровождаемый оленьими упряжками. Состав, который привел машинист Г.С.Гусев, вошел на рельсы, доставив строительные материалы для Южно-Якутского ТПК. Красную ленточку торжественно перерезали руководители двух соседних регионов – первый секретарь Якутского обкома КПСС Гавриил Иосифович Чиряев и первый секретарь Амурского обкома КПСС Степан Степанович Авраменко. Олени перед поездом так и остались на тех исторических фотографиях.
А памятник, который искали участники экспедиции Александра Кошукова, нашелся примерно в полукилометре от «камня дяди Володи»! Это символический указатель направления строительства будущей железной дороги «Беркакит – Якутск» с высеченными на нем стихами первостроителей БАМа.
«Тебе, Якутия, наш доблестный труд!
Большие свершения отныне вас ждут!
Мы горы и сопки в распадки сдвигали,
Чтоб путь проложить для оленей из стали.
Мы гордости чувством сегодня полны,
Что дверь отворили к богатствам страны».
Эти стихи высечены на большом камне.
Указатель будущей железной дороги был установлен механизаторами механизированной колонны №156 треста «Бамстроймеханизация». Автора стихов ещё предстоит установить. Именно с этого места на южной границе Якутии берет свое начало Нерюнгринский район. Путь в Томмот, Нижний Бестях, Якутск, и далее — Магадан – это уже двадцать первый век, это новая история железной дороги.
«В то время это было, конечно, очень важно – и «камень дяди Володи» с фамилиями героев-строителей железной дороги, и этот указатель будущей железной дороги по Якутии на Беркакит и Якутск. Строители всей душой были устремлены в будущее! Они уже тогда в своих мечтах видели великую железную дорогу на Север, которая сегодня дошла уже до Нижнего Бестяха, и наверняка будет продвигаться дальше. К сожалению, некоторые памятники тех дней сейчас оказались забытыми. Их нет в новых изданиях, посвященных нашей республики и Нерюнгринскому району, но мы должны напомнить о них молодым поколениям жителей нашей республики и приезжающим к нам гостям Якутии! Вместе с главой Нерюнгринского района Романом Щегельняком и районными депутатами, будем добиваться включения в реестры объектов культурного наследия Нерюнгринского района и Республики Саха (Якутия) этих памятников, созданных строителями «малого БАМа».
Предстоит большая подготовительная и организационная работа, включающая описание и историю создания этих достопримечательностей на нерюнгринской земле, подготовку оснований для включения в реестр, определение границ объектов, предмета охраны, издание охранного обязательства и другие процедуры. Мы готовы к этой работе и считаем, что она обязательно должна быть проведена! Уверен, что сохранение доброй памяти о строителях Байкало-Амурской магистрали – это наша общая задача. Давайте чаще вспоминать слова водителя механизированной колонны №156 треста «Бамстроймеханизация» Владимира Киселькова – того самого «дяди Володи»: «Будет память внукам нашим. Приедут они сюда через много лет и скажут: «Это мой отец дорогу строил». Или «дед мой». А в гордости этой и есть наше счастье». Поэтому давайте будем гордиться нашими первостроителями и всегда помнить обо всем замечательном, что они оставили нам на этой прекрасной земле!», — уверен народный депутат Якутии, руководитель историко-краеведческой экспедиции по Нерюнгринскому району Александр Кошуков.
Экспедиция продолжает свою работу.