50 лет назад: Легендарный первый якутский отряд строителей БАМа

Тихо и буднично был перевёрнут листок календаря с подзабытой важной исторической датой — 50-
летием «якутского» БАМа (15 мая 1974).
Согласно Указу президента России в стране широко отмечается 50-летие начала строительства
БАМа. Основные события приурочены к дате Постановления ЦК КПСС и Правительства СССР №
561 от 8 июля 1974 и пройдут в г. Тында. Старт же празднованиям был дан большим концертом в
Большом Кремлёвском Дворце 27 апреля — по месту и в дату объявления БАМа всесоюзной
комсомольской ударной стройкой с отправкой туда первого всесоюзного отряда.

Якутия — бесспорно главный выгодоприобретатель строительства БАМа — стройка века стала
величайшим историческим, переломным в её развитии событием, разрешившим извечную
проблему грузотранспортной изолированности республики.

В самом том постановлении прокладка стального пути в конечную точку Малого БАМа на ст.
Беркакит определена как её первостепенная задача – масштабный старт стройки века
стал возможен лишь в тандемной связке с реализацией планов разработки гигантского
нерюнгринского месторождения коксующегося угля экспортных марок.

И так уж сложились обстоятельства, в т.ч. и природно-климатические, что особую и тяжкую ношу
лидера в решении данной задачи при всём том неимоверном накале событий труднейших первых
этапов стройки руководство «БАМстройпути» возложит на небольшой, но поразительно стойкий и
запредельно мотивированный «Первый (головной) якутский отряд» первостроителей БАМа (в
1976 г. переименован в «Якутский комсомолец»).

Торжественные проводы первого отряда как раз и состоялись 15 мая 1974 г. в здании Политпроса
на пл. Ленина в г. Якутске. Звучали трогательные слова напутствий… В отсутствие избранного
командиром 20-летнего Анатолия Климова, отбывшего на учебную сессию, с высокой трибуны
его зам — комиссар 22-летний крепкий, статный Гаврил Адамов поблагодарив за доверие, твёрдо
пообещал «вернуться в Якутию по железной дороге».

Отряд сдержит слово: через 2,5 года 2 ноября 1976 г. состоялась торжественная укладка отрядом «золотого звена» на границе Амурской области с Якутией (разъезд Якутский), что сделает тот год вдвойне триумфальным для Якутии. Ещё через год 29 октября 1977 «золотое звено» на ст. Беркакит подытожит беспримерные 3,5 года суровых испытаний отряда на живучесть в экстремальных
экспедиционных условиях. А ещё через год- 29 октября 1978 — торжественная укладка отрядом «золотого звена» на технологической станции «Угольная» будет совмещена с отгрузкой-отправкой потребителям первого состава с якутским углём.

Свой же первый «исторический» участок БАМа от ст. Беленькая до ст. Тында наши парни пройдут
за лето по следам узников довоенного БАМлага. Затем 2 месяца работы в Тынде под зорким оком руководства, после чего отряд проверят на выживаемость: высадят десантом зимой в первозданной тайге без электроэнергии валить лес — готовить большой плацдарм и ставить «нули»- фундаменты первых домов под новый посёлок-станцию Могот, а следом то же самое и на ст.Нагорная. Отряд прорубит и все просеки под ж/д полотно, и притрассовые автодороги от
Могота до перевалов Станового хребта.

Наш отряд уникален уже тем, что проложенные им в родную республику стальные рельсы
магистрали, это выстраданный результат, преодоление из разряда «Вам и не снилось…» — они вправе сказать: «Мы сделали это…». Вполне вероятно и то, что наш Первый отряд является единственным из делегированных на стройку областным отрядом масштаба бригады (до 35 чел.). Без какой либо управленческой надстройки сохранившийся с первых дней стройки до её завершения.

Первый якутский отряд в числе самых первых на БАМе впишет себя золотыми буквами в историю
величайшей стройки СССР. Историю сотворят совсем молодые, предельно мотивированные, впитавшие патриотизм с молоком матери, простые парни из разных уголков республики и г.
Якутска. Первый отряд прославит родную Якутию и его народ на всю страну СССР не только
благодаря широкому освещению хода строительства в СМИ, но прежде всего благодаря
достойному представлению себя и республики в том огромном дружном интернациональном сообществе молодых-горячих, амбициозных строителей БАМа.

Итоги БАМа не будут толком подведены — страну начнут сотрясать сокрушительные ветры
перемен. Для многих бамовцев сильно затянется период между ярким прошлым и призрачным
будущим — комсомольская путёвка на БАМ была билетом в один конец.

Невероятно, но факт и то, что тот запредельно скромный и бесподобно стойкий самородок —
несокрушимый стержень того дружного сплочённого коллектива, кавалер ордена «Дружбы
народов СССР» Гаврил Николаевич Адамов проработает на своей железной дороге 45 лет с мая
1974 г. (с мая 1976 монтёром пути) аккурат до даты прихода первого пассажирского поезда в г.
Якутск (ст. Н.Бестях) 27 июля 2019 г..

Ему как главному пассажиру того Первого поезда встречавший его на перроне глава республики
Айсен Николаев вручил сертификат АО ЖДЯ, свидетельствующий о том что он является первым
пассажиром Первого пассажирского.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх