Site icon SAKHALIFE

100-лет культуры: много или мало для Республики?

Занимательно узнавать динамику культурных изменений в Якутии по числовым показателям в общественной жизни. Например, таким: в 1917 году было 40 представителей из народа саха, имевших высшее образование (по данным из книги А.И. Гоголева «История Якутии»), а грамотность представителей коренных народов составляла всего 0,7 %. Через 20 лет, в 1937 году грамотность по Якутии составила уже 80 %. Через 40 лет, в 1956 году открылся Якутский государственный университет. 4000 студентов стали получать высшее образование. Последние цифры показательны, так как превосходили параметры тех лет по количеству студентов на 10 000 человек в ведущих странах Европы — Франции, Италии и Западной Германии.
Однако жизнь общества явление многогранное и описывать ее односложно было бы неверно. Социальное развитие региона можно описать историческими законами смены общественно-экономических формаций и отношений собственности, классифицируя экономикоцентричными моделями. Давать характеристики можно особенностями изменения технологического уклада, а можно рассмотреть исторический процесс с момента образования Якутской АССР в 1922 году политологическим инструментарием отношений власти. Не менее интересно вписать республику в исторический процесс понятиями философии культуры, а именно, горизонтами мысли превалирующих на мировой арене культурных проектов. Каждый из упомянутых подходов несет свою меру предвидений будущего.
Основания для классификации и сравнения в философии культуры позволяют признать первый этап развития республики, а именно советскую модернизацию, идеей реализации проекта «модерн». Модерн перечеркнул все предшествующее в культуре традиционной эпохи до- и премодерна. Его новшествами стали необычные установки сознания:

Exit mobile version