Занимательно узнавать динамику культурных изменений в Якутии по числовым показателям в общественной жизни. Например, таким: в 1917 году было 40 представителей из народа саха, имевших высшее образование (по данным из книги А.И. Гоголева «История Якутии»), а грамотность представителей коренных народов составляла всего 0,7 %. Через 20 лет, в 1937 году грамотность по Якутии составила уже 80 %. Через 40 лет, в 1956 году открылся Якутский государственный университет. 4000 студентов стали получать высшее образование. Последние цифры показательны, так как превосходили параметры тех лет по количеству студентов на 10 000 человек в ведущих странах Европы — Франции, Италии и Западной Германии.
Однако жизнь общества явление многогранное и описывать ее односложно было бы неверно. Социальное развитие региона можно описать историческими законами смены общественно-экономических формаций и отношений собственности, классифицируя экономикоцентричными моделями. Давать характеристики можно особенностями изменения технологического уклада, а можно рассмотреть исторический процесс с момента образования Якутской АССР в 1922 году политологическим инструментарием отношений власти. Не менее интересно вписать республику в исторический процесс понятиями философии культуры, а именно, горизонтами мысли превалирующих на мировой арене культурных проектов. Каждый из упомянутых подходов несет свою меру предвидений будущего.
Основания для классификации и сравнения в философии культуры позволяют признать первый этап развития республики, а именно советскую модернизацию, идеей реализации проекта «модерн». Модерн перечеркнул все предшествующее в культуре традиционной эпохи до- и премодерна. Его новшествами стали необычные установки сознания:
- снятие мифологического в мировоззрении человека, позволившее преломить видение мира через призму противопоставлений субъекта и объекта. Выпуклой иллюстрацией такой мировоззренческой трансформации стал к примеру якутский фильм «Царь птица» («Тойон кыыл») Эдуарда Новикова. С одной стороны, кем-то признается свое мифологическое прошлое, растворяющее субъекта в объекте. Это мировоззрение разделяли старик со своей старухой, приютившие зимой орла; в конце фильма на одном кладбище вместе со своим покойным ребенком они хоронят эту сакральную птицу. С другой стороны, для молодых революционеров уже не существует взаимосвязи с сакральным прошлым этнокультуры. Ученые сказали бы, «орел-тойон кыл» ими объективируется как неодушевленный, неживой объект. Поэтому его можно не брать в расчет, считая бессмысленным, легко уничтожив;
- концептуальный разрыв «заколдованного» кольца времен — вечного повторения природного цикла и «мини кочевья» у саха от зимнего жилища к сайылыку. В модерне циклическое время разрывается, становится линейным и направленным. Оно устремлено к будущему, к прогрессу;
- отрицание бога и секуляризация социальных отношений. В России и Якутии это приняло непримиримую практику борьбы с инакомыслием вообще и религией — христианством и выжившим при церковном давлении уже с царских времен шаманизмом в частности; вместе с тем построение идеального коммунистического государства, в сущности, подменяло сакральные представления о рае на небесах, раем на земле;
- феномен «веры» в модерне перенесен на разум, научную рациональность; даже право и мораль теперь апеллируют не к божественному, а к человеческому началу, его разуму. Путь к этому — образованность, не потерявшая для коренного населения высокую актуальность.
Обобщая, главным в модерне становится рациональность, разум, а картиной мира в общественном сознании — научная картина, нетерпимая к разного рода чудесам и паранормальному христианской и эпической картин мира. Это была мощнейшая мировоззренческая и общественно-политическая революция для массового сознания. Рационализированная социальная справедливость стала действенным инструментом для переформатирования общественного сознания населения с традиционным хозяйственным укладом и низким уровнем жизни.
Советская модернизация якутского общества позволила в ускоренном темпе пройти все культурные этапы европейской эволюции, осваивая их, и попутно отражая в культурной сфере — искусстве и общественной мысли. Европе для этого понадобилось с эпохи Нового времени, по меньшей мере, 400 лет. Якутии, на активное массовое освоение всех этапов мировой культуры, было отведено всего одно столетие. Утрируя, можно утверждать, что был проделан скачок от домодерна к постмодерну. Коэффициент сжатия времени 1:4 и более. Это означает, что скорость внешних модернизационных преобразований в Якутии была в четыре раза выше, чем в Европе. Несомненно, это сказалось на качестве модернизационных преобразований, их глубине. Вместе с тем, возникла уникальность культуры региона. В мировоззрении ужились мифологическое, смещенное в подсознание и рациональное сознания. В какой-то мере это можно считать уникальной культурной особенностью. Обществу становится обозрима отвлеченная рациональность абстрактного познания, глубина философской и христианской метафизики, эпика традиционного. Дореволюционный дуализм религиозного сознания коренного населения при жестком искоренении эпического наследия и христианства к 30-м годам XX века, трансформируется в дуализм мифологического и рационального.
70 лет советской, внешней для этнокультур модернизации, несли активное преобразование материальной и духовной культуры. И сегодня, запал советского модерна по инерции продолжает наполнять культуру региона. Его несут поколения, родившиеся до 80-х. Они продолжают нести идеалы модернизации и преобразований республики, которые должны продуктивно использоваться для изменений нынешнего времени — социально-экономического рывка российского государства, вопреки всем удушающим стараниям коллективного Запада. Не утраченный за 30 лет либеральной демодернизации потенциал, должен быть использован для активной трансформации общественного сознания молодых. Дело здесь не в реанимации осовременивания по советскому образцу. Шанс дается новому варианту — этнокультурной модернизации. А это умение выявить преимущества модерна с позиции собственных этнокультурных оснований. Тогда это становится источником саморазвития и одновременно, способом формирования единого культурного пространства России, где каждая национальная культура уникальна и дополняет другие, обогащая их. Единство кроется в императивах нравственности и полноты реализации бытия народов России, понимаемого как налаживание межкультурного контакта через усилие становления универсального для всех — становления человеческого в человеке.
Стоит заметить, что модернизация советского образца выхолащивала уникальное бытие этнокультур бывшего СССР. Метафизические основания их духовной культуры отчуждались, так как были системно переплетены лишь с традиционными хозяйственными занятиями и религиозной практикой, которые уходили в небытие. Но есть одно важное обстоятельство. Нельзя сбрасывать со счетов то, что сила российского государства основана именно на многонациональности, утратив которую Россия потеряет свою многовековую уникальность, сакральные основания древнейших традиций, делающих Россию непобедимой в любых сферах и отношениях. Символично, что этот год объявлен в нашей стране Годом народного искусства и нематериального культурного наследия.
Поэтому новый этап развития российской государственности должен быть связан с обновлением спящего федерализма. Он также нуждается в модернизационном векторе — системе хозяйственных и социокультурных Программ развития регионов страны, некоторые из которых находятся в силу исторических обстоятельств в состоянии этнокультурного ренессанса. Пассионарность последнего нужно конструктивно использовать. Культура обретает в этих условиях роль экономического капитала XXI века. Для многонациональной России это может реализоваться социокультурной экономикой, выявляющей преимущества культурных особенностей (см.: Аузан А. Социокультурная экономика).
Своеобразный процесс возник в Якутии на волне либеральной демодернизации — 90-х годов XX века — первой четверти XXI в. Он совпал с завершением советской модернизации, инерция которой позволила трансформироваться ей в первичную по сути, органичную внутреннюю этнокультурную модернизацию, породившую упомянутый этнокультурный ренессанс, оказавшийся изоморфным феномену русского Серебряного века. Можно сказать, что этнокультурный ренессанс в Якутии, есть не что иное, как сдвинутый во времени отголосок Серебряного века русской культуры. По сути это явление контактного ренессанса, наблюдавшегося в истории мировой культуры. Просто он возникает с временным лагом. В нашем случае он составил столетие. Этническая культура, напитав ценности модерна, стала адекватна его метафизике, обретя новый взгляд с позиции завоеванного модерна на свою собственную национальную культуру. Однако на фоне либеральной демодернизации России, сопровождавшейся общероссийским разрушением промышленности, агропромышленного комплекса, технологий, науки и образования, этнокультурный ренессанс принял превалирующую особенность трансформации надстройки — общественно-политической идеологии и ее правового обеспечения в возрождении культурных традиций. На фоне 70 лет выхолащивния национальных культур, в ответ мы получили пристальное к ним внимание, возрождение культурной и духовной идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия), возвращение мировоззрения предков, закодированных в исчезающих языках, духовных традициях, практиках и хозяйственных занятиях. Ведь по большому счету, модерн и вестернизация с 90-х годов, стирали этнокультурную идентичность, отправляя в забвение традицию, которая как показала мировая практика, приводит к разрушению онтологических оснований нравственности, гармоничных взаимоотношений с природой, безудержной урбанизации и оскудению сельских территорий.
На фоне интереса к национальному самосознанию, рождается этнокультурный ренессанс, который не просто интерес к родной культуре. Это способность видеть потенциал развития родной культуры с позиции воспринятого модерна, с позиции «гражданина неизвестной» ранее Родины. От которой уже отказаться не можешь. Потому, что это стало твоим органически, чему ты стал принадлежать от рождения, как твоей неотъемлемой части — части мировой культуры. Другими словами, это и есть реализованность и одновременно завершение проекта Просвещения — состояния культуры мыслить самостоятельно. А ведь это ярко проявилось уже в первой волне дореволюционной якутской интеллигенции, произведениях и трудах саха начала якутского модерна, у Алексея Кулаковского, общественной деятельности Василия Никифорова-Кюлюмнюра, Анемподиста Софронова, Николая Неустроева, затем продолженная Платоном Ойунским и многими другими. Как говорят представители современной якутской культуры, сегодня всю глубину, мощь их произведений и помыслов, можно оценить лишь после того как освоил мировую классику. В этом и заключается смысл завоеванного модерна, который становится напоминанием самой мировой культуре о смысле модерна. Признак этого, наличие трех условий и столпов любого культурного ренессанса. Сегодня они буквально материализовались из простых мировых идей в центре столицы Якутии, вдоль берега озера Сайсары. Это театральная трагедия в Арктическом центре эпоса и искусств, триумф олимпийских игр в одноименном спортивном комплексе и вопрошание нации, побеждающей в себе кентавра — в двух федеральных университетах.
Относительно культурных задач на будущее, огромную важность теперь приобретает материальная культура современности. Северянам актуально и жизненно важно реализоваться в креативных наукоемких индустриях и технологиях в рамках общей идеи экологической модернизации. Сам Север подсказывает креативное использование потенциала якутского холода (можно посмотреть наши подкасты с учеными республики: https://youtu.be/yu2NTPD6zBE https://youtu.be/FUO-0fHrL6Q), который был и есть не только вызов, но продуктивный, жизнеутверждающий хозяйственный ресурс на Севере и в Арктике. Возникает необходимость технологической модернизации традиционных аграрных отраслей, в том числе, используя методы генной инженерии с целью воспроизводства уникальных заданных качеств у животных, производство сельскохозяйственной продукции премиум-класса, опережающее развитие земледелия для продовольствия и кормовой базы самого северного в мире животноводства. Для духовной и нематериальной сферы культуры и искусства, актуально освоение продуктивной парадигмы этномодерна, позволяющей продуцировать, оперировать и воспроизводить метафизику символического модерна и этнической культуры в аутентичных формах, осуществляя синтетическую символизацию. В общественно-политической жизни — это использование идеи культурного федерализма и концептуализация вероучений коренных народов Якутии с целью восполнения выбитых массовой культурой оснований нравственности молодежи. Это сила и преимущество северян в современном мире разлома глобализма и тенденций глокализации.
Рано или поздно острая фаза мировой экономической реструктуризации завершится и мобилизационная парадигма российской сборки под угрозой цивилизационного вызова сместится на второй план. Она станет малопродуктивной. В мирных условиях совместного хозяйствования многонационального государства, которое еще более расширит свое национальное многообразие, за счет внешних миграций, нужна новая общественно-политическая форма синергийной взаимоусиливающей хозяйственной коллаборации. В советские времена, национальный философ Якутии Авксентий Егорович Мординов обрисовывал ситуацию свободного и всестороннего развития национальных культур как основы «развития социалистической культуры многонационального Советского государства в противоположность упадку и деградации, которые составляют закон развития культуры капиталистического общества». Сегодня эту фразу можно читать так: культурному упадку и деградации, мы снова должны противопоставить свободное и всестороннее развитие национальных культур России, развивающих культурный капитал населяющих государство народов, базовой основой которых должна стать социокультурная модернизация, на своих национальных культурных основаниях завоевывающая достижения модерна.
Сто лет со дня появления и развития ЯАССР стали феноменом возникновения исторического времени в культуре коренных народов Якутии. Это был сжатый по времени и формам этап развития части мировой культуры. Это стало разворачиванием закольцованного времени вечного природного повторения. Культура народов Якутии стала отражением мировой, где референсом отражения стали лучшие образцы искусства, мировой образовательной, научной, технологической и общественно-политической культуры — театр, демократия, рынок, разумное администрирование, академическая образованность, самодисциплина и трудовая этика, выражающие интересы среднего класса, который Запад сегодня сам возжелал похоронить.
Якутия сегодня в точке бифуркации. Если иметь в виду ее собственный вариант этнокультурной модернизации, вписываемой в идею множественных модернизаций («multiple modernities» Ш. Эйзенштадт), она перед выбором идеи развития. Однобокая индустриальная модернизация противоречит ментальности и традиционному духовному строю коренных народов Российской Федерации и Республики. Согласно профессора Г.П. Башарина, в свое время саха буквально не желали обрабатывать землю, боясь наказания со стороны духов земли в земледельческой деятельности. Сегодня появились культурные возможности преодоления этих страхов продуктивными возможностями обретенной культуры модерна и задачами этнокультурной модернизации.
Рубеж тысячелетий отметил завершение этапа приложения этнического символизма к социальной размерности традиционного общества. Наступил этап раскрытия универсального начала в этническом культурном пространстве. Для северян наступает время, заставляющее создавать синтетичные формы выявления таящегося клада в заснувших символах традиционной эпохи. Утопические мечты о новом советском, а затем рыночном человеке сменяются постепенным обращением к вечным ценностям традиции северных предков, где было освоено Человеческое Место на вселенной огромных территорий Северо-востока Евразии с экстремальными природно-климатическими условиями. Наступило время развития этих идей научно-технической рациональностью и новой социальной метафизикой.
Указанные обстоятельства подталкивают к переосмыслению экономической парадигмы на Северо-востоке, существовавшей на протяжении столетий — колониальной, затем советской социалистической модели с элементами социально-технологических модернизаций и затем постсоветской безыдейности, социальной и научно-технологической деградации северных и арктических территорий, полноценное социокультурное развитие которых, как показали последние десятилетия, неадекватно самой капиталистической идее, принципиально исчерпавшей свой потенциал развития во всем мире.
Мировой опыт дотационной политики при глобальном капитализме по отношению к коренным жителям отдалённых регионов планеты приводит лишь к негативным результатам. Социальные болезни сковывают коренные народы, их культура вырождается под влиянием иждивенческого настроя. Поэтому сверхзадачей этнокультурной модернизации является наделение сознания коренных народов Якутии оптимистичным взглядом на свое достойное будущее с созидательным, современным и ценным трудом, обеспечивающим будущие поколения перспективой плодотворной жизни на родной земле — желаний десятков поколений их предков.
С позиции глобального экономического переустройства современного мира, при формировании Россией новой парадигмы развития, включенной в евразийский воспроизводственный контур и новой технологической зоны (см.: М.Л. Хазин. Воспоминания о будущем. Идеи современной экономики, 2019) на которую уйдет порядка 10 лет, возникает задача решения насущных вопросов воссоздания региональных аналогов своих инвестиционных точек роста, способных решать вопросы продовольственной безопасности региона, повышения производительности труда и увеличения регионального спроса с формированием своего среднего класса с соответствующим образованием, производственными и хозяйственными технологиями, включая инклюзивный механизм формирования солидарного способа накопления капитала, идеологической основой которого станет культурный капитал этнонациональной традиции, способный сформулировать принцип доверия, а затем, расширенный и технологиями «бигдата» и «блокчейн».
В настоящее время, когда Север и Арктика получают новый импульс индустриального и социально-экономического развития, капиталистические модели экономики противоречат хрупким «договорным отношениям» между обществом и Природой. Они уже были напряженными в период советской эпохи промышленного освоения недр Севера и Арктики, однако сдерживались плановыми механизмами, несмотря на отраслевые перегибы. В настоящее время, хищнические инстинкты прибыли частного капитала нуждаются в мощном противовесе со стороны общества и государства, в пристальной экологической и гуманитарной экспертизе. И здесь необходимость системной увязки интересов общества, бизнеса и государства должны найти новые формы, способствующие максимально эффективной модели разрешения экологических, социальных и гуманитарных проблем, вырабатываемыми формами и моделями, назовем их «циркумполярного права». Следует отметить, что в капиталистической системе такой моделью является регулирующая роль государства. Поэтому равновесие в указанной системе сохраняется волюнтаристским усилием государства. Если императив прибыли единственен, баланс незамедлительно нарушается. Необходимость поиска новых, более гибких и чувствительных форм регуляции сохраняется.
Крупные инвестиционные проекты освоения минерально-сырьевых ресурсов Северо-востока России и Арктики повлекут социально-гуманитарные противоречия. Не должна пострадать уникальная культура проживающих на этих территориях коренных народов. Она должна сохраниться и получить развитие в хозяйственных, бытовых, рекреационных занятиях и искусствах, даже под ассимилирующим прессом массовой культуры. Сохранятся культуры — сохранятся народы, единственное истинное богатство России.
Инвестиционные программы последних двух и более десятилетий, основанные на валютных вливаниях в экономику страны завершились, мир структурируется на новые экономические зоны со своими денежными системами, вместе с тем, потенциал инвестирования в российскую экономику для создания производственных мощностей огромен и широк как нигде в мире. Этнокультурная модернизация в Республике Саха (Якутия) должна стать российским брендом производственных, социокультурных, природно-климатических и экологических особенностей уникального северного региона страны. При этом, ключевым элементом аккумуляции солидарных ресурсов под любые новые проекты становится социальное конструирование, что собственно представляет социокультурную модернизацию этноса и его культуры, формирование новых социальных кодов поведения, меняющего хозяйственную ментальность населения республики. Подобное социотехническое конструирование в совокупности будет формировать новую социальную и культурную реальность нашей республики.