АФИША КАРТА ЯКУТСКА 2GIS Билеты онлайн
ПОГОДА
29
Ясно
КУРС ВАЛЮТ
Курсы валют
Курс ЦБ
$  59.54
 67.69
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Архив новостей
Путешествия
17 ноября 2016, 14:28
1880

Проверено на себе: Добраться до Рая

Порою, обстановка вокруг начинает надоедать, взгляд на вещи «замыливает» серая призма рутинного бытия. Выцветание палитры жизни усиливается, когда в средствах массовой информации зависают однотипные публикации негативного характера в стиле «всё плохо!». Невольно возникает мысль о переезде в другой регион страны или, даже, за пределы России. «Хорошо там, где нас нет» истину гласит народная поговорка. После непродолжительных сборов мы отправились на поиски Рая в Приморье, к границам наших «союзных» держав.

Всё началось с детской мечты

На летних каникулах мы выезжали на стареньком автомобиле дяди Семёна в Тайгу. При своих скромных габаритах железный конь вывозил всю широкую родню по бездорожью к заветной опушке. Диву даёшься от вместительности и прочности конструкции шедевра советского автопрома.

Следующим летом мы обнаружили лишь кузов старого «работяги», покоящийся в глубине двора, возле древнего амбара бабушки Агафьи Крыловой. Прослужив многолетнюю службу, верный любимец стал помогать присматривать за детворой, исполняя роль детской площадки. Округлые формы крыльев и милитаристские перекрестия рёбер жёсткости на боковинах кузова и ящиках – брутальность трёхмиллиметровой стали в краске «хаки». Как не влюбиться в такого мерина?

Позже красавца не стало: внутренности перенесли на более современную оболочку, а кузов продали за осеннего бычка. Тогда он остался в мечтах…

Но мечты иногда сбываются. Накопив определённое количество средств, я решил совершить небольшое путешествие на раритетном автомобиле. Раритетов с оригинальными узлами в Якутии мало. Изучив интернет просторы, а также карту матушки России, я решил вылететь в Приморский край, где проходили съёмки моего любимого фильма про отважного таёжника Дерсу Узала, снятого совместно со знаменитым японским режиссёром Акирой Куросавой (1975).  Приморье привлекало не только красивой природой, но и большим количеством военных баз, откуда могли быть списаны нужные нам раритетные автомобили. Так как автор заядлый велосипедист, но пока не профи в автомобилях, нужно было найти опытного водителя с навыками механика. Шофёр Григорий Егоров оказался подходящим кандидатом.

Отбор достойного образца

Просмотрев объявления на интернет–сайтах, по продаже автомобилей, мы отобрали для себя несколько адресов.

Поиски сохранного ретромобиля были не простыми. Открыв капот, мы обнаруживали осовремененные экземпляры с плохими ходовыми качествами. Обидно, неужели продавцы, расхваливавшие свои «переделки» принимали нас за «глупых северян» из русских анекдотов.

По пути я обратил внимание на одно объявление, в котором стоял неприглядный ржавый «Газик». Продавец не расхваливал свой «антиквариат», а сказал сухо: «Нужно приезжать и смотреть. Машина старая. На ходу».  Прибыв в деревеньку, мы обнаружили ржавый кузов с высохшим на солнце и потрескавшимся тентом из кожзаменителя. Ржавое железо стояло на четырёх колёсах и, со слов водителя по жизни деда Вячеслава Емельянова, могло ездить. Григорий неохотно сел на изношенное сидение с выступающими пружинами и завёл агрегат. И Оно поехало. Сделав небольшой круг по посёлку, испытатели вернулись. Я уже засобирался на автобусную остановку, но Григорий вынес удивительный вердикт: «Раритет хорош!».

«Здесь Рая Нет!»

Первые дни, мы любовались красотой природы «соседей». Это вид моря, горы, напоминающие хребет дракона, фазаны, вылетающие с пришоссейных кустарников. Позже приходит тоска по сухому морозу; по хвойным деревьям вместо однообразных рощ из ясеня и дуба; по менее угнетающим панорамам «военного присутствия», шума истребителей и ощущения дыхания Восточного Дракона, который одним прыжком может накрыть Дальний Восток.

К преимуществам наших соседей можно отнести производство некоторых стратегических продуктов из собственного сырья, реализуемых по относительно демократичным ценам.

В разговоре с местными жителями мы затронули вопросы быта. Узнав, что у нас на вечной мерзлоте возводят 20 этажные дома, старожилы были очень удивлены. Оказывается, здесь дома строят над брошенными пустотами шахт. Вследствие этого высотные новостройки шатаются и дают крен.  Не смотря на то, что рядом  проходит трубопровод «Сила Сибири», газификация региона отсутствует. Жители периферии вынуждены отапливать свои деревянные дома дровами и углём за баснословные цены. Заработная плата ниже, чем в Якутии – бухгалтер со стажем получает на руки 20000 руб/мес. Алкоголизация общества приносила большой дискомфорт в девяностые и «нулевые», но сейчас «пить стали меньше».  Старожилы крайне не удовлетворены доступностью и качеством здравоохранения. Чтобы попасть на приём к врачу резиденты вынуждены записываться в регистратуре, которая выдает талоны только в пятницу с утра. Узких специалистов не хватает, «попасть к окулисту практически невозможно». О федеральной программе поддержки сельского здравоохранения «Земский доктор» жители слышали только в новостях, а в действительности новых врачей нет. Стоимость благоустроенной однокомнатной квартиры от двух миллионов рублей.

Своими глазами мы видели обветшалые дома, в которых живут жители села. Не сравнить с виллами из добротного листвяка в наших самых отдалённых сёлах, где частные дома один краше другого – якутяне соревнуются по постройке красивых домов. К вопросу о благоустройстве можно добавить то, что ямы в уборных глубиной всего метр, тогда как у нас три метра минимум. Мы испытывали с уборными настоящий дискомфорт. В сельском доме, где мы жили «место облегчения» находилось под охраной цепного пса. На вопрос об альтернативе «режимного объекта» хозяйка на полном серьёзе порекомендовала сходить, по тихой, на грядку и закопать лопатой. «Наверное, экономят на удобрениях» — подумали мы и выполнили рекомендации.

Как говорится «гостям предлагают лучшее». Нас угощали супами с домашним картофелем, в которых, вместо мяса, плавали кусочки колбасы. Стол простых жителей не ломится от рыбы, мяса и птицы. «Море рядом, тайга по соседству, но мы не можем приобрести многотысячные лицензии. Все выкуплено, везде хозяин» — жаловались местные мужчины.

«Нелогичный» сервис

Подготовив автомобиль к далёкой поездке, мы столкнулись со слабой логистикой в Приморском крае. В ГАИ, чтобы зарегистрировать автомобиль нам пришлось простоять в очереди восемь часов, один час из безвозвратно потерянного времени «гаишники» искали мощность родного двигателя раритета в справочниках. Отсутствие удобного сервиса для посетителей, электронной очереди, было не только у блюстителей закона, но и в здравоохранении региона. Из-за оскудения рациона питания, а также стресса обострилась болезнь желудка. Автор вынужден был обратиться в лучшую поликлинику одного из крупных городов Приморья. Поликлиника-флагман располагалась в историческом тесном здании возле Площади Победы, зайдя в который автор с трудом обнаружил регистратуру. Миловидная регистратор с сожалением сообщила, что из-за нехватки специалистов врачи принимают неполный рабочий день и уже разошлись по домам. У выхода из оплота первичного звена здравоохранения меня догнала медсестра: «Если вам так плохо, обратитесь во второй филиал, там есть дежурный врач. И вообще, мы принимаем по прописке!» — и, важно захлопнула за собой жёлтую дверь в туалет из промокшей фанеры. «Язвенник» с трудом отыскал вторую поликлинику, здание представляло собой домик революционных времён с облупленной жёлтой краской, который покоился среди забора с колючей проволокой. Внутри я не нашёл ни врача, ни помощи, а услышал очередное: «Если вам так плохо, вызовите скорую помощь!».

????????????????????????????????????

Нелёгкий путь домой

На федеральной трассе мы держали скорость в 60 км/час, чтобы не дать перегрузку двигателю, после капремонта. В Хабаровском крае мы оторвали глушитель на гравийной дороге, а в Еврейском автономном округе у нас сгорел реле генератора. Переночевав прямо у шоссе, наутро, нас буксировал экипаж белого «Ниссан-Караван» под руководством Михалыча — двойника писателя Эрнста Хэмингуэйа. В посёлке Новобурейск мы тщетно искали автоэлектрика, было воскресенье. Возле очередной автомастерской, в магазинчике автозапчастей мы разговорились с Сергеем Контенковым, который попросил своего друга помочь нам. Электрик Евгений Сутормин потратил на нас целый день и не только починил реле «Газика», но и наладил освещение в салоне, почти бесплатно.

Возле границы Тынды федеральная трасса ремонтировалась, а объезд представлял собой ужасно разбитую дорогу. Наша изношенная резина не выдержала и лопнула. Поменяв колесо, на спуске мы заметили резкий подъём температуры двигателя – шпильку блока двигателя выбило, весь «Тосол» вытек. Пришлось ставить шпильку по толще и заливать воду с ручья.

Поменяв лопнувшее колесо в столице БАМ-а мы под пургой форсировали километровый перевал. Граница Республики Саха встретила нас обилием зайцев и шквальными ветрами. Единичные отважные дальнобойщики пытались форсировать крутые подъемы скал, но многотонные фуры соскальзывали назад по «серпантину» дорог. Наш стальной «коммунист», на полном приводе и малых оборотах, уворачивался от американских трейлеров и уверенно покорял тысячеметровые высоты.

На заправках был дефицит низкооктанового бензина АИ-80 и мы заглохли в 80 км от Алдана. Желающих нам помочь было мало, даже бравый экипаж ДПС на длинной «Ниве» не остановился. К счастью, Мухамед и Мусса на чёрном  «Камри» и подбросили меня до ближайшей заправки абсолютно бесплатно. В двадцати километрах от Алдана мы вновь заметили слабость аккумулятора – генератор сгорел. Алданцы взяли нас на буксир и привезли во двор к нашим  знакомым. В квартире семьи Иллариона Васильева мы окунулись во блага цивилизации. Подкрепившись жирным супом из питательного мяса осеннего сохатого, я ощутил прилив сил и уменьшение болей в желудке. Как будущим пенсионерам нам помогла начальница Пенсионного Фонда Августа Дьячковская, дочь знаменитого оленевода и охотника, бывшая глава Алданского района.  Августа Афанасьевна предоставила нам свой тёплый гараж, где талантливый электрик города Алдан Александр установил нам генератор от «УАЗ-469» за символичную цену.

Поблагодарив земляков, мы на всех парах мчались в Центральную Якутию. Благодаря устрашающему виду ржавого «танка» и голодным глазам, нам удалось с насыпи вклиниться в километровую очередь протестующих «иномарочников». Мы чудом попали на последний паром.

В Якутске нас встретила группа поддержки в лице родного брата-спонсора Николая Аммосова и хлебосольного Афанасия Саввина.  Мы вернулись в Рай!

 

 

 

 

Источник: Назар Аммосов – путешественник, блогер, кузнец.
Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp +7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Спасибо!
Система Orphus
ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ