АФИША КАРТА ЯКУТСКА 2GIS Билеты онлайн ГОД ЭКОЛОГИИ
ПОГОДА
-27
Небольшой снегопад
КУРС ВАЛЮТ
Курс ЦБ
$  66.43
 75.39
18+
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
14.12.2018, 20:57
Общество
Фотофакт
Эксклюзив
Новая коллекция Петра Яковлева
Архив новостей
Колонка
5 декабря 2018, 15:52
3158

“После трёх уже поздно”,  или комментарии специалистов по указу главы Якутии в области образования

Заслуженный работник образования РС(Я), кандидат педагогических наук, почетный ветеран педагогического труда РС(Я), член Союза журналистов РС(Я) Маргарита ВИНОКУРОВА собрала мнения работников сферы образования по поводу указа Главы Республики Саха (Якутия) Айсена НИКОЛАЕВА №190 “О стратегических направлениях развития образования РС(Я)”.

Как человек, проработавшей в системе образования РС(Я) около полувека, считаю появление этого Указа очень актуальным и своевременным. Новое время, новое социально-экономическое развитие не только республики, России, но и всего мира ставит новые вызовы перед обществом в целом и воспитание, обучение подрастающего поколения должно соответствовать этим требованиям. Без обновления и внедрения новых тенденций будущее поколение якутян рискует быть не востребованным, а значит неприспособленным к новому образу жизни. Думаю, что допускать этого нельзя, потому педагогическая общественность Республики очень положительно восприняла этот Указ, новый посыл всенародно избранного Главы РС(Я) Айсена Сергеевича Николаева. Чтобы не утверждать голословно, я попросила прокомментировать данный документ широкий круг специалистов образовательного пространства нашей РС(Я), которые в повседневной жизни заняты именно образованием детей, молодежи в целом. Это и министр, и директора школ, и представители высшей школы, и учителя, работники дошкольных образовательных учреждений и т.д. Полагаю, что их живой комментарий по этому посланию будет интересен широкому кругу читателей нашей республики.

Первым дал комментарий министр образования и науки РС(Я) Владимир Анатольевич ЕГОРОВ.

– Уважаемый Владимир Анатольевич, пожалуйста прокомментируйте Указ Главы РС(Я) Айсена Николаева «О стратегических направлениях развития образования Республики Саха (Якутия)»:

Владимир Егоров:

– Это своевременный и очень важный документ, можно сказать, что это комплексная дорожная карта, определяющая приоритетные задачи развития системы образования Республики Саха (Якутия)  с конкретными задачами и конечными показателями. В документе, адресованном Правительству Республики Саха (Якутия) совместно с органами местного самоуправления, научными организациями и предприятиями поручено создать современные условия для развития и самореализации каждого обучающегося и студента. В ближайшие шесть лет мы должны добиться того, чтобы наша республика вошла в число 15 лучших регионов России по качеству образования. Нам необходимо обеспечить конкурентоспособность системы образования в целом, выпускников наших школ, организаций среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации. Очень важно сохранить духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции республики, родные языки. Нам есть на кого опираться. Вспомним бесценный опыт народного учителя СССР М.А. Алексеева, поднявшего на новый уровень математическое образование республики.  Развитие ребенка необходимо начать с раннего возраста. Поэтому будут созданы условия воспитания малышей в возрасте до 3 лет.

Развитие науки и техники идет такими быстрыми темпами, что системе образования, которая в целом, консервативна, необходимо успевать за изменениями.

Поэтому мы обращаем особое внимание на международный опыт, на цифровые технологии в образовании, создание технопарков и кванториумов. Необходимо обратить также внимание на профориентацию, так как меняются требования к профессиям, появляются новые профессии. Это влечет за собой изменения и обновления в содержании образования, в первую очередь  по предмету «Технология». Мы убеждены, что все дети талантливы. И мы должны сделать всё, чтобы  создать условия для раскрытия способностей и талантов для каждого ребенка, создания мотивации для саморазвития. Никто и ничто не может заменить в школе и  детском саду и учителя и воспитателя. На профессиональное развитие учителей и педагогов будет направлено особое внимание. Мы начнем внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников. Также будет меняться и система аттестации педработников и руководителей школ, управлений образования. Таким образом, Главой республики Айсеном Сергеевичем перед системой образования поставлены конкретные задачи, исполнение которых требует серьезной работы на ближайшую перспективу.

В Указе обозначены все сферы развития детей с самого нежного возраста. Поэтому вслед за министром я обратилась с известному педагогу в области дошкольного образования, заведующей ДОУ №10 “Туллукчаан” г. Якутск  Татьяне Семеновне Сантаевой:

– Татьяна Семеновна, в Указе Главы РС(Я) поставлены совершенно новые задачи в области дошкольного образования и воспитания. Пожалуйста расшифруйте этот пункт:

Татьяна Сантаева:

– Приоритетные цели развития образования в Республике Саха (Якутия) в Указе «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)» не могут не волновать нас, педагогов, родителей, тех, у кого растут дети, внуки. Несколько положений Указа касаются сферы дошкольного образования. Хотелось бы сказать пару слов о раннем возрасте.

В Указе говорится о создании к 2021 году современных условий для раннего развития детей путем обеспечения дошкольным образованием всех детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Известно, что в советское время были такие отдельные ясли для детей до 1 года. Это было очень удобно, в первую очередь, для одиноких матерей, не имеющих бабушек, дедушек, близких родственников. У мам была возможность работать, содержать свою семью. И детским садам было намного легче работать с воспитанниками после яслей, так как дети легко проходили сложный адаптационный период.

Конечно, с появлением Указа нашего главы республики встал вопрос относительно переподготовки воспитателей для работы с детьми раннего возраста, а также изменений и обновлений программного содержания в педагогических ССУЗах и вузах. При этом видится необходимым взаимодействие с министерством здравоохранения. Ранее на работу в ясельные группы принимали медсестер, закончивших медицинское училище. Для качественного развития детей, учета возрастных особенностей детей ясельного возраста нужны кадры с педагогическим и медицинским образованием, либо с хорошей переподготовкой по медицинскому профилю.

Всем известно, что будущее республики зависит от хорошо образованных, интеллектуально развитых людей, а качественное образование — от мастерства и образованности преподавателей, педагогических кадров.

В РС(Я) много школ на севере, в отдаленных от центра местах. С помощью современных технологий можно связаться в режиме онлайн и с ними. Через интернет я обратилась к директору Саккырырской средней школы Эвено-Бытантайского улуса им. Р.И. Шадрина, которая буквально на днях отметил 90-летие создания школы в этом районе, Афанасию Павловичу ФЕДОРОВУ.

– Афанасий Павлович, пожалуйста как директор одной из отдаленной от центра школы прокомментируйте Указ об образовании:

Афанасий Федоров:

– Мы, педагогический коллектив, несмотря на отдаленность с большим вниманием детально изучили данный документ. Все очень понятно и доступно сказано. В нашей школе изучение национальных традиций, культуры и языка нашего народа включено в программу обучения. Мы изучаем как предмет «Основы северного оленеводства», а эвенский язык изучается с 1 по 11 классы по 4 часа в неделю. Поскольку мы живем далеко от центра, то внедрение дистанционной формы обучения, включение видеоуроков будет очень полезным, и в этом направлении мы делаем первые шаги.

Так, 29 ноября провели первый мастер-класс совместно с лицеем города Якутска и национальной гимназией. На этом уроке онлайн приняли участие учащиеся и учителя как Саккырырской СОШ, так и наши коллеги, и ученики города Якутск. Всем понравилось, поэтому мы будем дальше развивать, совершенствовать такую совместную информационную работу со многими школами РС(Я) и не только. В пункте 2.10 Указа говорится “О создании к 2024 году научно-образовательного центра международного уровня для работы с талантливыми детьми и молодежью с охватом не менее 10 тыс. школьников”. В этой связи нам надо подготовится и начать углубленно изучать английский язык. Также считаю, что целесообразно бы создать для северных улусов специализированный Центр IT-школы.

Относительно таких школ, как наши, правильно сказано в пункте 2.13.4  — об обеспечении высококвалифицированными кадрами и хорошей, устойчивой, быстрой интернет-связью.

В городе Якутск есть разные типы и виды школ. Одни школы находятся в центре с хорошей материально-технической базой и в новых зданиях. Но есть и другие школы, которые находятся подальше от центра города. Я связалась с Михаилом Васильевичем УЙГУРОВЫМ, директором МОБУ СОШ №12 г. Якутска.

– Михаил Васильевич, добрый день. Пожалуйста, прокомментируйте указ главы.

Михаил Уйгуров:

– Указом Главы Республики Саха (Якутия) «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)» перед системой образования республики поставлены четкие ориентиры по созданию условий для самореализации и развития способностей каждого ребенка. Для этого каждая образовательная организация должна будет разработать модель образовательной деятельности, соответствующей новой экономической модели. Большое внимание при этом необходимо будет уделить индивидуализации образовательного процесса. Указ создает условия для постепенного отхода от доминирования классно-урочной системы, переходу к нелинейному расписанию, к реализации индивидуальных образовательных программ.

Вместе с тем, мы видим ряд проблем, которые неотложно надо решать. В настоящее время, в результате внутренней миграции и за счет роста рождаемости детей, в городских школах наблюдается острая нехватка мест. Выкуп зданий для школ частично решает эту проблему, однако для решения вопроса необходимы комплексные меры по строительству дополнительных зданий к существующим школам и строительство новых школ. Например, наша школа до прошлого учебного года работала в одну смену, в этом году была вынуждена перейти на обучение в две смены. Если к 2023 году дополнительное здание не будет построено, то школа будет вынуждена перейти на трехсменное обучение. Схожая ситуация наблюдается во всех городских школах. В школах города Якутска проводится работа, обозначенная в Указе Главы Республики, и она будет дальше углубляться и расширяться. Но для её большей эффективности необходимо решить вопрос строительства дополнительных зданий к школам и строительства новых школ.

Поскольку образовательный процесс в селе сосредоточен прежде всего в малокомплектных школах, которые в наслеге являются “светом в окошке”, то в нашей дискуссии нельзя не обратиться к мнению руководителей таких школ. Поэтому слово заместителю директора по учебно-воспитательной работе Өнөрскөй школы Усть-Алданского улуса Альбине Николаевне ГРОМОВОЙ:

– Альбина Николаевна, вы опытный педагог, поэтому интересно узнать ваше мнение относительно Указа Главы РС(Я):

Альбина Громова:

– Основные направления Указа нашего Ил Дархана РС(Я) Айсена Николаева мы, педагоги сельских малокомплектных школ, восприняли с радостью, так как это предопределяет наше будущее развитие и поможет увидеть, предвидеть направление нашей дальнейшей работы по развитию. Обеспечение высокого качества образования и воспитания зависит от многих факторов. Конечно, в этой связи экономическое составляющее и его поддержка через финансирование является приоритетным. В настоящее время это находится на недостаточном уровне. Далее содержание образования и технология обучения, качество обновления не совсем соответствует требованиям и ожиданием как родителей, так и работодателей. Конечно же, уровень обучения и воспитания напрямую зависит от материально-технической базы школ. Если взять по нашей школе, то наша школа была размещена в старом и неприспособленном для этой цели здании, которую признали аварийной и опасной для детей, поэтому его снесли. С тех пор прошло уже четыре года, поэтому в настоящий момент наши учащиеся обучаются в трех разных объектах наслега. Конечно же, такие условия работы создают большие проблемы в работе и сказываются на качестве обучения. Тем не менее педагогический коллектив прилагает все усилия, поэтому учащиеся нашей школы показывают хорошие результаты по всем требованиям ФГОС, принимают активное участие в олимпиадах разного уровня: улусных, республиканских и даже Всероссийских. Занимают призовые места. Также принимают участие в научно-практических конференциях “Шаг будущее”, есть лауреаты Всероссийской конференции, 14 победителей и призеров олимпиад. По этим показателям наша школа занимает 4 место в улусе. Все это говорит о том, что развитие и качество обучения детей не зависит от места проживания. Если будут хорошие условия для работы и обучения, то можно ожидать и достичь очень высоких результатов.

Конечно же, разговор с руководителями школ будет недостаточно полным, если мы не услышим мнение руководителей управлений образования улусов. За экспертным мнением мы обратилась к начальнику управления образования Сунтарского улуса Альберту Ионовичу ИВАНОВУ:

– Альберт Ионович, Вы руководите сферой образования крупного и известного своими педагогическими традициями улуса. Поэтому хотелось бы услышать Ваш комментарий по Указу Ил Дархана РС(Я):

Альберт Иванов:

– Основным плюсом Указа, несомненно, является четкость и ясность поставленных целей. Даже неподготовленный и не являющийся специалистом человек может сразу понять, о чем идет речь и как должна развиваться система образования в республике.

В Указе уделено внимание абсолютно всему: с развития дошкольного образования до развития высшего профессионального образования. Не остались в стороне и вопросы повышения квалификации педагогов и руководителей, развития дополнительного образования.

На сегодня вопрос трудоустройства молодых специалистов стоит очень остро как на муниципальном, так и на региональном уровне. Пункт 4 Указа Главы, на мой взгляд, способен решить данную проблему. Только при активном участии предприятий республики и общества в целом возможно решить многие злободневные вопросы. В целом по Указу можно сказать, что цели вполне достижимые, и при четком исполнении всех пунктов республика должна войти в число 15 лучших регионов России по качеству образования.

Для претворения целей и задач, поставленных в Указе, большое место уделяется подготовке педагогических кадров и научного обеспечения образовательного процесса в целом. Поэтому обратилась к Алексею Иннокентьевичу ГОЛИКОВУ, первому проректору по образовательной деятельности СВФУ, доктору педагогических наук, раннее директору Педагогического института СВФУ:

– Уважаемый Алексей Иннокентьевич, в указе главы говорится о научном обеспечении  и подготовки педагогических кадров. Прокомментируйте, пожалуйста.

Алексей Голиков:

– Это важный стратегический документ, определяющий приоритетные задачи развития системы образования Республики Саха (Якутия) до 2024 года. В рамках реализации указа планируется создать современные условия для развития и самореализации детей дошкольного и школьного возраста, студентов и педагогов, выстроить эффективную систему выявления, поддержки и раскрытия способностей и талантов детей и молодёжи, а также обеспечить вхождение нашей республики в число 15 лучших субъектов Российской Федерации по качеству образования.

Главная цель указа – это создание условий для воспитания гармонично развитой, социально ответственной личности.

Важная роль в Указе Главы РС(Я) отводится содержательной стороне вопроса, к самой системе взаимосвязанных целевых показателей нового качества образования, для достижения которых потребуется «изменение» подходов к воспитанию и обучению подрастающего поколения, поиск новых форм и технологий повышения квалификации учителей и педагогических работников. Перед системой образования Республики Саха (Якутия) А. С. Николаев поставил цель и конкретные задачи, исполнение которых требует обдуманного подхода и серьезной работы на ближайшую перспективу.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова примет самое активное участие в реализации указа Главы РС(Я), который нацелен на обеспечение качественного образования детям и молодежи нашей республики наравне с лучшими регионами России и мира.

Тему научного обеспечения Указа продолжает директор ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», кандидат педагогических наук, заслуженный работник образования РС (Я) Светлана Степановна СЕМЕНОВА:

Светлана Семенова:

– В Указе Главы А.С. Николаева воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей исторических и национально-культурных традиций народов Республики Саха (Якутия), сохранения и развития самобытной многонациональной культуры, языков, многообразия жизненного уклада народов Республики Саха (Якутия) провозглашено приоритетной целью развития образования. Поэтому мы уверены, что в реализации всех инновационных проектов, включенных в данный Указ, будут учтены региональные, национальные и этнокультурные особенности. Нам необходимо дальше развиваться и создать современную систему образования, гарантирующую нашим детям укорененность в этнокультурных традициях, овладение родным, русским и иностранным языками, успешную социализацию в многонациональном мире, а также сохранение уникальных языков и культур всех народов Якутии.

Сетевое образование, цифровые образовательные ресурсы, скоростной интернет открывают неограниченные возможности в развитии сельских и кочевых школ, в изучении родных языков, литератур и культур.

Создание условий для раннего развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет к 2021 году даст возможность молодым семьям вовремя получить профессиональную поддержку в воспитании их малышей на родном языке. Как сказал Масари Ибука, японский инженер и предприниматель, один основателей корпорации SONY, автор концепции раннего развития детей: «После трёх уже поздно».

Для этого в нашем институте подготовлены новые научно-исследовательские проекты, направленные на достижение целей и задач нового майского Указа Президента России Владимира ПУТИНА и Указа Главы Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева по развитию образования.

Разговор по Указу Главы РС(Я) хотела бы завершить мнением ветеранов педагогического труда РС(Я), которые на протяжении многих-многих лет шли к тому, чем мы гордимся и богаты сегодня. А именно высококвалифицированными кадрами во всех сферах РС(Я). Ведь уважаемый Айсен Сергеевич Николаев — результат работы многих учителей его школы, родителей, которые без устали сеяли доброе, вечное, разумное. Он был отличником учебы за годы обучения в школе и в Московском государственном университете им. М. Ю. Ломоносова. Поэтому слово председателю Совета ветеранов педагогического труда РС(Я) при МО РС(Я), заслуженному учителю ЯАССР и т.д., составителю Педагогической энциклопедии РС(Я) в 5 (пяти) томах  Варваре Сергеевне ИВАНОВОЙ (ЗВЕРЕВОЙ):

– Варвара Сергеевна, Вам, как человеку, который более шестидесяти лет жизни посвятил благородному делу воспитания и обучения подрастающего поколения, а также руководителю в области образования РС(Я), наверное, есть что сказать по Указу Ил Дархана?

Варвара Иванова (Зверева):

– Мы ветераны педагогического труда, также не отстаем от тенденций современного образования в целом. Держим постоянную связь с коллегами как с ветеранами, так и с молодыми педагогами, педагогической общественностью РС(Я). Для этого оранизуем различные интересные и содержательные встречи разных поколений, встречаемся со студентами, которым рассказываем о своем лучшем опыте работы советского периода. К нашей радости все воспринимают очень положительно. Так создается живая преемственная связь поколений. Мы написали и издали несколько книг воспоминаний старшего поколения педагогов РС(Я), в которых изложены лучший опыт работы.

В связи с этим в Указе Айсена Сергеевича я обратила внимание на пункт 2.6., где сказано об “Обеспечение к 2024 году различными формами наставничества не менее 70% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования”. Совершенно верно отмечено, ведь то, чем мы, ветераны, занимаемся и есть форма наставничества.

К сожалению, в последние годы наставничество как педагогическое явление перестало существовать. Однако, наставник – это человек, передающий не только опыт, но и традиции, культуру профессии в современном мире должен быть востребован и его роль в подготовке молодых специалистов очень важна. А вот теперь это неформальная так сказать форма, обрела наконец-то документальную и законодательную форму.

Мы очень рады и поддерживаем. И вообще замечу, что Айсен Сергеевич очень грамотный и дальновидный руководитель. И нам всем надо его поддерживать.

Источник: Маргарита Винокурова.
Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp +7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Спасибо!
Система Orphus
ТОП НОВОСТИ
ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ