АФИША КАРТА ЯКУТСКА 2GIS Билеты онлайн
ПОГОДА
-40
Туманно
КУРС ВАЛЮТ
Курсы валют
Курс ЦБ
$  58.46
 69.18
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Архив новостей
Экология
13 ноября 2017, 23:53
476

Об участии общественности в экологической экспертизе и общественном контроле

Мнение эксперта
Министерство охраны природы РС(Я) продолжает публиковать разъяснения специалистов, профессионально занимающихся вопросами, указанными в Резолюции митинга в защиту прав и законных интересов жителей РС(Я), прошедшего в Якутске 14 октября 2017 г.
На предложение организаторов митинга о внесении в состав экспертов при обсуждении различных проектов и ОВОС опасных производств на реке Лена активистов республиканского общественного движения «Сир» и ученых, рекомендованных РОД «Сир» отвечает НИКОЛАЕВ Михаил Робертович, руководитель юридического отдела Минприроды РС(Я).
— Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы отражены в Федеральном законе от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», так граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:
выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;
направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
получать от федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;
осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Кроме того, при подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации участие общественности в обсуждении проектов и контроле за деятельностью хозяйствующих субъектов не ограничивается, и может выражаться в различных формах.
Соответствующие нормы установлены Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Согласно статье 18 настоящего закона общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих настоящему Федеральному закону, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия.
Наиболее распространенными формами общественного контроля являются общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания.
Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.
Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение.
Под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, градостроительной деятельности, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Право проведения общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) гарантировано статьей 68 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно пункту 2 указанной статьи общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Согласно статье 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» при проведении государственной экологической экспертиза объектов наличие материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления является обязательным.
Общественные обсуждения проекта проводятся заказчиком деятельности в рамках процесса оценки воздействия на окружающую среду, который регулируется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 г. № 372.
Порядок проведения общественного обсуждения определяется органами местного самоуправления, форма общественного обсуждения законодательством не ограничивается.
При проведении общественных обсуждений, общественных (публичных) слушаний для объективного разрешения любой экологической проблемы очень важны мнения различных специалистов.
Сейчас многие позиционируют себя общественными экологами, не имея специальных знаний и опыта работы, и дают порой необъективные данные и суждения. В этой связи важно разграничить само понятие специалиста, так и эксперта в той или иной сфере деятельности.
Например, в соответствии со статьей 22 Федерального закона «Об экологической экспертизе» на экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются отдельные требования, предъявляемые к экспертам государственной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 16 настоящего закона, в том числе осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественной экспертизой понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Положением о порядке проведения общественной экспертизы, утвержденной решением совета Общественной палаты РФ от 15.05.2008 протокол № 4-С, к проведению общественной экспертизы в качестве экспертов привлекаются:
юридические лица (объединения некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации и относится к сфере их уставной деятельности);
физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:
высшее и (или) послевузовское профессиональное образование, ученую степень по направлению, соответствующему профилю экспертной деятельности;
предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет;
знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области соответствующей экспертной деятельности;
умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы.
Таким образом, мы считаем, что при подготовке итоговых документов общественного контроля (общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и других форм), а также при изучении самой проблемы, так и для обоснования предлагаемых способов решения должны привлекаться специалисты и эксперты в конкретных областях науки, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы.
РОД «СИР» при соблюдении соответствующих условий согласно уставной деятельности может самостоятельно проводить общественную экологическую экспертизу в рамках ОВОС, рекомендовать своих экспертов в создаваемые рабочие группы на различных уровнях при обсуждении проектов промышленного освоения.

comments powered by HyperComments
Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp +7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Спасибо!
Система Orphus
ТОП НОВОСТИ
ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ