АФИША КАРТА ЯКУТСКА 2GIS Билеты онлайн ГОД ЭКОЛОГИИ
ПОГОДА
16
Облачно
КУРС ВАЛЮТ
Курсы валют
Курс ЦБ
$  62.34
 73.37
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
16.08.2018, 8:19
Желток
Видео
Сенсация
Гарри Поттер: Уруй айхал!
Архив новостей
Политика
18 января 2018, 9:47
707

Федот Тумусов: В межнациональных отношениях нужна и честность, и гласность

17 января депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Федот Тумусов выступил на правительственном часе. 

Уважаемые депутаты Государственной Думы!

 

Уважаемый Игорь Вячеславович!

 

Позвольте поприветствовать Вас и на своем родном языке саха.

Ытыктабыллаах судаарыстыбаннай толкуй дьокутааттара!

 

Ытыктабыллаах Иигэр Бэчэслэвович!

 

В конце прошлого года во многих национальных республиках Российской Федерации было, мягко говоря, некое напряжение по поводу изучения в школах государственных языков республик в составе Российской Федерации. В чем же была суть этого вопроса?

В конституционно-юридическом плане никаких проблем на самом деле нет.

И в Конституции Российской Федерации, и в Конституциях Республик место и роль государственных языков субъектов федерации прописаны.

Но оказалось, что ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты по изучению государственных языков республик не разработаны.

Нет и учебников, учебных пособий, разработанных в установленном порядке.

И возникла проблема на ровном месте!

А кто же должен был разрабатывать ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты?

Конечно же, Министерство образования и науки Российской Федерации.

Но там сделали вид, что такого вопроса, как изучение государственных языков субъектов федерации, не существует.

Или были другие какие-то мотивы. Во всяком случае, вопрос был пущен на самотек.

Пока не вмешался Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

 

Здесь, мне кажется, должно было сказать свое веское слово и Федеральное агентство по делам национальностей. (Или оно свое слово сказало, но начало не с того конца?)

 

Агентство – ответственный исполнитель программы «Реализация государственной национальной политики».

В ней есть подпрограмма «Русский язык и языки народов России».

Согласно паспорту подпрограммы, ее целями являются поддержка развития русского языка как государственного языка и обеспечение права на сохранение родного языка, обеспечение сохранения и развития русского языка и обеспечение сохранения и развития языков Российской Федерации.

Уважаемые депутаты! Хорошо что есть у нас Агентство, хорошо, что есть и финансируются программы.
Но мы с вами ни в коем случае не должны забывать, что по историческим меркам совсем недавно мы стали свидетелями того, как в соседнем государстве именно языковой вопрос стал одной из главных причин запуска событий, которые привели к настоящей катастрофе, в результате погибли и продолжают гибнуть люди.

Поэтому действовать нужно в этой сфере с пониманием предельной важности для межнациональных отношений языковых вопросов, своевременно снимая противоречия и двусмысленности в складывающейся практике и в законодательстве.

 

В России, помимо русского, существуют 24 языка со статусом государственных (в субъектах РФ). Вопросы их изучения регулируют 1190 нормативно-правовых акта субъектов федерации.

Законодательство в целом предусматривает право получить обучение как на государственном языке, так и на родном.

Но, очевидно, всей этой тысячи правовых документов оказалось недостаточно либо излишне много для эффективного решения вопроса.

 

Я полностью согласен с коллегами, которые считают что при решении вопроса изучения государственных языков нет политики, но есть задача сделать так, чтобы государственные языки республик нашли свое место и реализовывались конституционные права граждан. И задача эта решаема, необходимо лишь “сесть и аккуратно все решить”.

Уважаемые коллеги! С началом нового года всегда и, естественно, активно обсуждаются разного рода прогнозы на будущее. Вот и Блумберг недавно опубликовал мрачный для России прогноз о том, что с развитием производства электромобилей цена на нефть упадет до 10 долларов за баррель.

А вот русский философ Иван Ильин в начале 50-х годов двадцатого столетия написал статью. «Что сулит миру расчленение России».

Он был свидетелем и очевидцем трагических событий 1917 года, вынужденным эмигрировать из России.

Он был убежден что Россия, есть (цитирую) «живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению. Этот организм есть духовное, языковое единство, исторически связавшее русский народ с его национально младшими братьями духовным взаимовоспитанием: он есть государственное и стратегическое единство».

Вот такого рода прогнозы и сценарии развития будущего нам надо реализовывать.

А это непростая и нелегкая задача.

Агентство с момента создания уже, думаю, набралось опыта, знаний и пора уже ему стать «мозговым центром» в области всей национальной политики в стране.

А пока несколько вопросов критического характера в адрес Агентства.

Есть одна подпрограмма, которая зафиксирована в программе Реализации государственной национальной политики, называется “Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве”. Обращают на себя внимание ее целевые индикаторы. Они предполагают, что доля конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, вышедших на уровень субъекта Российской Федерации, в общем числе конфликтов выявленных в Российской Федерации, должна из года в год падать.

Нет ли в такой формулировке целевых показателей проблемы?

Ведь из-за такой постановки цели руководство региона или муниципального образования подвергается соблазну замолчать проблему, не допустить ее выхода на уровень региона – не выносить сор из избы. :

.

Еще одно соображение, касающееся реализации государственной национальной политики.

В Стратегии государственной национальной политики заложена задача совершенствования организации местного самоуправления с учетом возможности использования форм традиционной территориальной самоорганизации народов России в целях создания условий для проявления инициативы и самодеятельности всех групп населения, а также учета их интересов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления.

 

Однако в федеральном законе 131 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» предписывается унификация форм местного самоуправления.

Получается, что прописанный в Стратегии государственной национальной политики тезис об использовании форм традиционной территориальной самоорганизации народов России носит чисто декларативный характер, и на практике не реализуется.

Стремление управленческо-бюрократического мышления к унификации и упрощению понятно, однако оно противоречит самой жизни с ее многообразием и сложностью.

Здесь уместно вспомнить русского мыслителя и публициста Константина Леонтьева, его тезис о “цветущей сложности” как признаке жизнеспособности, развития, силы любого общественного организма. Его понятие «многообразие в единстве» хорошо перекликается с нашим стремлением строить Россию как мощную сплоченную державу, сохраняющую в своем составе все многообразие населяющих ее народов, их традиции и уклад.
Уважаемые коллеги!

 

Думаю, нам полезно постоянно прислушиваться к нашим выдающимся мыслителям, глубоко постигшим саму природу России.

Наша страна – это действительно большой и сложный развивающийся организм, и в наиболее тонких, чувствительных моментах, таких, как национальная политика, нам следует избегать попыток превращения его в бюрократический механизм.

На мой взгляд, Федеральное агентство по делам национальностей, выполняя свою чрезвычайно важную миссию и на практике решая поставленные перед ним задачи, не должно упускать из виду эту завещанную нам лучшими умами России установку на сбережение многообразия нашей страны.

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp +7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Спасибо!
Система Orphus
ТОП НОВОСТИ
ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ