АФИША КАРТА ЯКУТСКА 2GIS
ПОГОДА
1
Ясно
КУРС ВАЛЮТ
Курсы валют
Курс ЦБ
$  56.94
 61.81
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Архив новостей
Футуролог
28 апреля 2016, 19:14
1189

Духовный  потенциал в развитие  республики

Новая общественно-политическая ситуация, сложившаяся в начале XXI века, привела к кардинальному изменению места и роли религии и религиозных объединении в жизни российского общества. Значительно выросли их общественный престиж и воздействие на различные стороны общественной жизни. Законодательно были сняты действовавшие десятилетиями неоправданные ограничения.

Сегодня актуальна и необходима взвешенная политика органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере взаимодействия с религиозными Объединениями республики. В политической и юридической литературе  ее  называют по-разному: «религиозная политика», «вероисповедная политика», «политика в сфере отношений с религиозными объединениями». Она затрагивает интересы практически всех жителей России — как верующих, так и неверующих, поскольку касается духовной сферы жизни общества.

К основным задачам современной политики государства в сфере взаимодействия с религиозными объединениями относятся:

  • обеспечение конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания;
  • совершенствование законодательства в области реализации свободы вероисповедания;
  • приведение в соответствие федерального и религиозного законодательства; с учетом особенностей религиозной ситуации в субъектах Российской Федерации;
  • регистрация и контроль за уставной деятельностью религиозных объединений в той части, которая выходит за рамки канонического устройства и культовой практики;
  • осуществление социального партнерства государства и религиозных объединений для содействия общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ;
  • анализ и прогнозирование возможных конфликтов на религиозной  почве;
  • учет федеральными и региональными органами государственной власти, осуществляющими взаимодействие с религиозными объединениями, этнокультурного и религиозного многообразия Российской Федерации,
  • осуществление мер по утверждению в обществе уважительного отношения к чувствам верующих и неверующих,
  • защита духовно-нравственного наследия и исторических традиций религии народов России.

Данные положения осуществляются в национальных интересах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), ради блага ее граждан и общества должны быть направлены на наиболее полную реализацию духовного, нравственного и миротворческого потенциала религиозных традиций народов России.

Интеллигенция, определяя духовную жизнь многонациональной, интернациональной республики, всегда играла особую роль в истории, в

социально-экономическом развитии Якутии, являлась ее надежной опорой, созидателем культурного и духовного облика и потенциала.

Деятели науки, культуры, педагоги, врачи, юристы, вся интеллектуальная элита республики, традиционно выступали в качестве подвижников — просветителей, выполняя ответственную и почетную работу по образованию, воспитанию гражданских чувств и сознания, патриотизма. Они, в сегодняшних непростых условиях российской действительности, делают все возможное, чтобы отстоять нравственное здоровье жителей республики, вносят ощутимый вклад в обеспечение социальной гармонии, межнационального согласия и высокой культуры.

Одна из актуальных проблем — это участие религиозных организаций в интеллектуальном развитии. В связи с этим, хотелось бы, подчеркнуть особую значимость диалога государственной власти, общественных объединений, политических партий и крупнейших конфессий для сохранения гражданского согласия. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) создали благоприятные условия для восстановления и строительства храмов и мечетей. Возвращено, а также построено в Якутии заново большое количество культурных зданий. Многие из них становятся не только центрами духовного притяжения граждан, но и подлинным украшением наших городов, поселков, сел.

Образование неотделимо от образа Божия, заложенного в каждом человеке. И образ Божий усматривается преимущественно в духовной природе личности, в возможности человека преодолевать свою чувственную природу, возвышаться над законами материального мира. Сегодня особенно ясно видно, что полученные знания при отсутствии Моральных и нравственных качеств могут принести неисчисляемые беды. Когда та или иная идеология может быть навязана целому сообществу, особенно важно определить принципы, которыми должны руководствоваться те, кому небезразлична судьба молодого поколения. Всего, в установленном порядке в Управлении Министерства юстиции РФ по Республике Саха (Якутия), зарегистрированы более 35 молодежных объединений. Из официальных организаций молодежь республики представляют студенческие объединения, союзы строительных студенческих отрядов, молодежный парламент и правительство. Названия значительного количества молодежных объединений и ассоциаций вряд ли знакомы юношам и девушкам республики. Время от времени предпринимаются многочисленные попытки утвердить взгляд на религию, как частное лицо и что распространение религиозных взглядов не должно распространяться далее семьи или религиозной общины.

Верующие люди должны участвовать во всех сферах общественной жизни, в том числе и в формировании молодежи. Представители традиционных для России религий имеют значительный опыт в этой области.

Укорененные в исторической традиции религиозные постулаты формировали на протяжении веков менталитет многих народов. И назрела необходимость использования этого потенциала, и не в последнюю очередь в области образования. Когда можно говорить о завершении эры атеистического гуманизма, появилась реальная опасность проникновения в систему образования представителей тоталитарных сект, деятельность которых ведет к разрушению личности. И примеры, этому, к сожалению, уже стали реальностью. Мы об этом знаем. Низкая религиозная грамотность среди населения позволила искалечить души многих людей.

Как показывает и история, и опыт других стран, что здравые религиозные убеждения не приходят в противоречие со светской наукой. Священное Писание свидетельствует: Творец заложил в человеке стремление к самопознанию и к изучению окружающей реальности. И это стремление — великое благо. Поэтому каждая личность с самого начала своего жизненного пути должна иметь возможность получить знание о Боге, Его отношении к миру и человеку. И каждая традиционная религия имеет свое учение о Боге и человеке.

Родители должны иметь право осуществлять обучение своих детей в тех религиозных традициях, которые закладываются в семье. И это право закреплено в международных правовых документах. В каждом отдельном случае, последнее слово о предпочтении изучения должно оставаться за родителями и самими детьми, молодежью.

Без анализа наиболее значимых черт духовного развития и их кризиса трудно рассчитывать на консолидированные усилия интеллигенции, направленные на его преодоление.

На наш взгляд, заметны следующие некоторые черты духовного кризиса:

  • это социально-психологический невроз, вызванный непредвиденным «искаженным ходом социально-экономических реформ;
  • кризис ожиданий, связанный с избыточными представлениями о свободе как самодостаточной свободе для ускоренного решения накопившихся десятилетиями проблем;
  • обострился знаменитый пастернаковский вопрос: «Но кто мы, откуда, когда от всех тех лет остались пересуды, а нас на свете нет». Нас, действительно, уже нет на свете в том качестве, которое называлось «новая историческая общность людей — советский народ». А пересуды и кривотолки продолжаются.

От правил поведения человека по отношению к Богу, от религии, право отличается тем, что касается исключительно отношений между людьми в том виде, в котором они воспринимаются человеческим сознанием и с той оценкой внутренних побуждений личности, которая доступна человеческому разуму. Религия ведает отношения человека к Богу и дает оценку человеческому поведению, основываясь на всей совокупности чувств, желаний и помышлений, открытых перед лицом Богу, согласно Его закону. Право же при современных исторических условиях находится в зависимости от государства, религия же ставится выше всех человеческих учреждений и только внешняя организация богопочитания, в большей или меньшей степени, подлежит ведению государственной власти. Мы должны считаться, тем, что право и нравственность находятся в тесной связи. Многие правовые положения совпадают с требованиями нравственности. Право, в отличие от нравственности, принимает во внимание, главным образом, внешний факт, поступок, а не внутренние побуждения человеческих действий. Нравственность не мирится с бездействием личности, она требует любви к людям, между тем, право только в исключительных случаях ставит вопрос об ответственности за бездействие. Таким образом, нравственность отличается от нрава тем, что нарушение ее требований карается судом общественного мнения, а нарушение норм права влечет за собою воздействие государственной власти. Юристы — ученые, начиная еще с древности, не ограничивались и не могли ограничиваться изучением только одной отечественной национальной формы права. Юрист-ученый изучает не только одну формальную сторону законов, т.е. одно их содержание безотносительно к условиям, среди которых они явились. Он делает попытку распознавания формирующей их силы, т.е. общественной жизни. Для этого он прибегает к изучению не только настоящей ее формы и условий, но формы и условия прошедшего времени. Понятие справедливости является постоянным спутником понятия права. Без его влияния право было бы неподвижным, оно не имело бы необходимой гибкости. Задача права заключается в предоставлении личности и обществу широкого поля развития и наиболее полного удовлетворения своих потребностей, задача права – достижение высших форм общественного быта и верховенства социальной справедливости.

Деятели науки, культуры, педагоги, врачи, юристы, вся интеллектуальная элита республики, традиционно выступали в качестве подвижников — просветителей, выполняя ответственную и почетную работ по образованию, воспитанию гражданских чувств и сознания, патриотизма. Они, в сегодняшних непростых условиях российской действительности, делают все возможное, чтобы отстоять нравственное здоровье жителей республики, вносят ощутимый вклад в обеспечение социальной гармонии, межнационального согласия и высокой культуры.

Хотелось бы высказать ряд пожеланий:

  1. Проявлять предельную осторожность, корректность и взвешенность в оценке событий, фактов истории и культуры, содержащих деструктивный потенциал. Имеется в виду генезис межнациональных споров.
  2. Давать принципиально жесткую отповедь мифам и теориям, содержащим человеконенавистнические идеи. При этом надо помнить, что учитель воюет не с детьми и не с людьми, а со злобными идеями.
  3. Целесообразно раскрывать многообразие формы психологического насилия, методы и способы манипулирования, расхожие приемы социальной и политической демагогии.
Источник: В.П. Данилов – доктор юридических наук, профессор, Благословение Патриарха Всея Руси и Московского Алексия II получил в 1992 г.  А.В.Данилов – аспирант юридического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова.
Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp +7(924) 800-30-80
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Спасибо!
Система Orphus
ТОП НОВОСТИ
ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ